"А сейчас я попрошу вас выделить не более трех минут и
письменно ответить на вопрос: зачем вы здесь?
Если это звучит слишком философски, попробуйте по-другому: в чем состоит цель вашей жизни?
Если тема кажется чересчур расплывчатой, попробуйте так: что вы готовы отстаивать?
Или: ради чего бы вы пожертвовали жизнью? Или: что дает вам силы вставать по утрам?".
Питер Химмельман
(из книги «Выпусти меня. Как раскрыть творческий потенциал и воплотить идеи в жизнь»)
Опубликованные методы, техники и упражнения не предназначены для самостоятельного использования лицами не имеющими психологического образования.
Автор не несет отвественности за их использования лицами не прошедшими консультации у автора.
Метод "Рационально-психологические задачи "
Метод «Рационально-психологические задачи Роговой Н.С.»
Автор Рогова Н.С.

В основе метода личные изыскания на тему ограничивающих убеждений и установок, а также логические упражнения.

При использовании данного метода указание на автора – обязательно.

Инструменты: один лист формата А4 и ручка/карандаш.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Ограничивающие убеждения или установки выполняя на определенном этапе защитные функции при отсутствии надлежащего внимания к ним могут трансформироваться из положительно влияющих на развитие в отрицательные, тормозящие развитие или приводящие к регрессу.

Для примера работы методики рассмотрен случай:
клиент – женщина 37 лет, которая с ее слов несчастна в браке и при этом у нее нет реализации в каком-либо деле. В процессе консультации было выявлено убеждение согласно, которому: счастливые женщины не работают.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
После выявления противоречащих или ограничивающих установок, убеждений предлагается использовать следующий алгоритм работы.

1. Клиенту предлагается назвать цифру от 1 до 10 насколько он ощущает неоспоримость выявленного убеждения.
2. Клиенту на листе А4 предлагается написать утверждение и противоположное ему в следующем порядке:
3. Клиенту задается уточняющий вопрос верно ли, по его мнению, и ощущению каждое из этих утверждений. Если клиент отвечает утвердительно, то ему предлагается написать знак равно (=) между утверждениями:
4. После чего клиенту задается вопрос, расширяющий каждое из утверждений:«Каждая ли счастливая женщина не работает?»«Каждая ли женщина, которая не работает счастлива?»«Каждая ли несчастная женщина работает?»«Каждая ли женщина, которая работает несчастна?»
Если клиент осознал и выявил ограничения в первоначальных утверждениях, то ему предлагается зачеркнуть знак равно (=), а также написать слово «ложь» под знаком.
5. Затем, клиенту предлагается обвести кругом каждое из утверждений и написать под ним «само по себе», после чего над знаком равно (=) написать «истина».
6. Клиенту предлагается назвать цифру от 1 до 10 насколько он после выполнения упражнения ощущает неоспоримость выявленного убеждения

ДОПОЛНЕНИЕ:
Метод работает не только с применением противоположных утверждений, но и при рассмотрении и разъединении каждого слова внутри утверждения: «Счастливые женщины не работают»
Метод "Я есть и мои социальные роли"
Метод «Я есть и мои социальные роли»
Автор Рогова Н.С.

В основе метода личные изыскания на тему своего места в мире, зависимости от мнения и оценок других, отсутствие центрированности и значимости жизни.
Данный метод отлично подходит для использования с методами «Круги близости» (автор не известен) и «Круги взаимоотношений» (автор не известен).

При использовании данного метода указание на автора – обязательно.

Инструменты: один лист формата А4, карандаш, ластик.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Данный метод помогает осознать себя, свое Я.
Осознать наличие и отделение себя от социальных ролей.
Привести в равновесие влияние мнения других в собственной жизни.
Осознать, что Я – это то, что есть во мне, а также мои социальные роли.
Расширить картину мира. Экзистенциональное пробуждение.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.
Клиенту предлагается по центру листа А4 нарисовать карандашом небольшой круг.
Затем задать вопросы:
Как Вы себя чувствуете, смотря на рисунок?
Какие есть мысли и ощущения?
Если, что-то, что нравиться или не нравиться?
С чем у Вас ассоциируется круг?
Всего ли достаточно на рисунке.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ.
После фиксации ответов, клиенту предлагается в центре круга разместить букву «Я».
Затем задать вопросы:
Как Вы себя чувствуете, смотря на рисунок?
Какие есть мысли и ощущения?
Если, что-то, что нравиться или не нравиться?
С чем у Вас ассоциируется «Я»?
Как Вы себя чувствуете в жизни? Когда стоите в центре своей жизни?

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ.
После фиксации ответов, клиенту предлагается подумать над тем, какие социальные роли он выполняет в жизни и отметить их на рисунке схематично изобразив лучами от круга.
Примечание: клиент может нарисовать любые свои социальные роли, чем их больше, тем лучше.
Затем задать вопросы:
Как Вы себя чувствуете, смотря на рисунок?
Какие есть мысли и ощущения?
Если, что-то, что нравиться или не нравиться?
Как сейчас Вы себя чувствуете в центре жизни, как «Я»?
Какие есть ощущения в отношении тех ролей и связей, которые изображены на рисунке?

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ.
После рефлексии и ответов на вопросы, клиенту предлагается стереть ластиком «Я».
Затем задать вопросы:
Как Вы себя чувствуете, смотря на рисунок?Какие есть мысли и ощущения?Если, что-то, что нравиться или не нравиться?Что сейчас изменилось в рисунке по ощущениям?Стал ли рисунок более беден?Есть ли тот, кто проявляет данные социальные роли?Что теперь находится в центре круга?

ПЯТАЯ ЧАСТЬ.
После рефлексии и ответов на вопросы, клиенту предлагается стереть ластиком круг.
Затем задать вопросы:
Как Вы себя чувствуете, смотря на рисунок?
Какие есть мысли и ощущения?
Если, что-то, что нравиться или не нравиться?
Что сейчас изменилось в рисунке по ощущениям?
Стал ли рисунок более беден?
Что происходит с социальными ролями, когда нет круга и «Я»?
Возможны ли они при отсутствии «Я»?

ШЕСТАЯ ЧАСТЬ.
После рефлексии и ответов на вопросы, клиенту задается вопрос:
Есть ли желание вернуть круг и «Я»?
При положительном ответе, попросить клиента нарисовать круг и «Я».
При отрицательном рекомендуется отложить работу и применить техники, в том числе из телесно-ориентированной психотерапии направленные на заземление и центрирование. Затем вернуться к продолжению работы с рисунком. Если клиент не проявляет желания вернуть круг и «Я», можно просто попросить их нарисовать на рисунке отслеживая свои ощущения.
Затем задать вопросы:
Как Вы себя чувствуете, смотря на рисунок?
Какие есть мысли и ощущения?
Если, что-то, что нравиться или не нравиться?
Чем заполнено сейчас «Я» для клиента?

СЕДЬМАЯ ЧАСТЬ
Клиенту предлагается стереть те социальные роли, которые ему, как он считает не нравятся, мешают, не устраивают или в дальнейшем он бы хотел от них отказаться.
После рефлексии задать вопросы:
Как Вы себя чувствуете, смотря на рисунок?
Какие есть мысли и ощущения?
Если, что-то, что нравиться или не нравиться?
О чем те социальные роли, которые были стерты?
Что изменилось в рисунке для клиента?
Появились ли иные социальные роли, которые хотелось бы нарисовать?Что изменилось для «Я»?

ЗАВЕРШЕНИЕ
Клиенту предлагается ручкой, маркером обвести поверх карандаша любыми цветами «Я», круг и социальные роли.
Затем задать вопросы:
Как Вы себя чувствуете, смотря на рисунок?
Какие есть мысли и ощущения?
Если, что-то, что нравиться или не нравиться?
Можем ли мы на этом завершить?
Обратная связь от клиента и подведение итогов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Посредством данной техники можно углубить осознание клиентом его ценности для самого себя, а также ощущения, что только он является тем лицом, которое определяет истинное отношение к самому себе. То есть необходимо провести раз идентификации, при, которой клиент понимает, что в любых отношениях есть две точки зрения: Клиента на себя и других лиц на него. При этом, поскольку мнение других лиц может кардинально отличаться, то опора на них является заблуждением.
Например, при отношениях Клиент, как сосед: только Клиент обладает полномочиями определить и решить (принять решение) хороший он сосед или нет. Поскольку для 350 человек являющимися его соседями, для кого-то он будет плохим, для кого-то хорошим, а для кого-то нейтральным. При том, что из них он может даже никогда не встречаться.
Техника "Рабочая тетрадь развития"
Техника «Рабочая тетрадь развития»
Автор Рогова Н.С.

В основе данной техники исследования из различных наук, согласно которым ведение личного дневника, сосредоточенность на своих переживаниях (Ю. Джендлин), фиксация результатов и изменений ведут к более продуктивным и ощутимым результатам .

В связи с чем моим клиентам рекомендуется при прохождении психотерапии вести "Рабочую тетрадь развития"
При использовании данной техники (структуры тетради) указание на автора – обязательно.

Инструменты: тетрадь формата А4 на кольцах, со съемными листами; разделители для листов.

РАЗДЕЛ 1.
В данном разделе необходимо записывать имеющиеся запросы, проблемы, травмы, ситуации (далее - "Запросы").
Также, указывается дата записи Запроса, а также ощущение значимости и дискомфорта Запроса (от 1 до 10).
Любые Запросы, на протяжении всей жизни, которые есть желание решить, завершить, исцелить.

P.S.: мозг так устроен, что ориентирован на решение тех проблем, которые перед ним стоят, на поиск ответов н вопросы. Более того, записав Запрос мы усиливаем его актуальность.
В процессе консультаций, наблюдается тенденция, когда клиенты говорят о полном решении Запроса с ощущением, что его никогда и не было. Даже если изначально его значимость была 10.
РАЗДЕЛ 2.
В данном разделе необходимо записывать внутриличностные конфликты, то есть все ситуации, когда складывается впечатление, что есть часть, которая выступает «за», а есть, которая «против» (люблю\ненавижу, хочу\не хочу и пр.)
Также в данный раздел можно записывать все реальные конфликты (с родителями, братьями, сёстрами, коллегами и пр.).
РАЗДЕЛ 3.
В данном разделе необходимо записывать сны.
Особенно важны сны между консультациями, при этом можно записать все сны, которые когда-либо вызвали сильный эмоциональный всплеск, повторяющиеся сны, кошмары и пр.

РАЗДЕЛ 4.
В данном разделе необходимо записывать процесс движения по развитию.
В основе структурно-расстановочная таблица.
По итогу консультации или иных мероприятий (в том случае если клиент проходит не только психологические консультации, но и тренинги, марафоны, мастер-классы, расстановки, а также книг, фильмов и пр.) необходимо выделить 10-15 минут для самостоятельной работы.
В части таблицы «Прошлое» необходимо записать, что именно Вы оставляете в прошлом, а в части «Настоящее», что именно Вы для себя осознали и принимаете как новое и актуальное.
РАЗДЕЛ 5.
В данном разделе необходимо выполнять домашние задания, а также прикреплять выполненные работы, если они были сделаны на отдельных листах.

РАЗДЕЛ 6.
В данном разделе необходимо записывать данные о себе.
Списки (достоинства, достижения, родовая система), новые принципы, новые установки.
Свои планы, цели, желания.

При ведении тетради можно использовать упражнение "Дневник достоинств", "Схема ABCDE", "Мои выгоды", Списки из тренинга "Я-Ценность", а также метод "Рационально-психологические задачи".

Дополнительно, клиентам рекомендуется по итогу консультации в течении 24 часов написать отзыв, где тезисно перечислить, что было важным и, как предполагается использовать проделанную работу. Благодаря такому закрепляющему действию изменения укрепляются в нейронах и являются более результативными. Также отзыв является вкладом в других людей и психолога.
Упражнение "Мандала (К.Г. Юнг)"
Мастер-класс "Сказки оживают"
Упражнение «Сказки оживают. Волшебство новогодней ночи»
Автор Рогова Н.С.

В основе данной техники исследования из различных наук, в том числе психология (арт-терапия, сказкотерапия, гештальт-терапия, символдрама), математика, нейропсихология.

Новый год - это один из самых наилучший периодов для постановки целей, поскольку к реализации подключается не только личная воля, но и эффект плацебо.

Описание техники содержится в мастер - классе "Сказки оживают"
Техника "Из горя в радость"
ТЕХНИКА «Из горя в радость»
Автор Рогова Н.С.

В основе метода арт-терапия, метод Арт-ре-транс (Зотовой Р.А.).

Метод предназначен для работы с клиентами, у которых есть запрос на переработку деструктивных чувств, ощущений, связанных с жизненными проблемами, потерями, предательствами, отвержением и пр.

При использовании техники «ИЗ ГОРЯ В РАДОСТЬ» указание на автора и первоисточники – обязательно.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Огромное количество тяжелых и неприятных чувств, связанных с жизненными обстоятельствами, которые человек мог бы идентифицировать, как предательство, отвержение, унижение. Такие чувства порой мертвым грузом лежат в сознании человека и его телесных ощущениях.

Для выполнения данной техники понадобится от одного часа времени и безопасное пространство, а также:
два плейлиста музыки,
1-2 упаковки пластилина,
лист А3 или художественный холст,
простой карандаш,
цветные карандаши,
краски,
листы А4,
простая синяя ручка,
лист или холст формата А5,
носовой платок или салфетки.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Клиенту предлагается составить 2 музыкальных плейлиста:
1. первый плейлист должен содержать музыку и песни, вызывающие чувство печали, горя и страданий (плейлист «Горе»),
2. второй – музыку и песни, ассоциирующиеся с радостью, легкость, восторгом (плейлист «Радость»).

ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Клиенту предлагается на листе А3 или художественном холсте самостоятельно или используя трафарет нарисовать тело человека в полный рост, в соответствии с полом Клиента.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
Клиент, включив плейлист «Горе» на лист А4 должен выписать имеющиеся в его жизни события, печальные моменты, трагедии, неисполненные желания, боль (свою или возможно родителей, но пережитую Клиентом, как свою), ситуации предательства, разочарования, отвержения, непонимания, унижения и пр.
После того, как список буде составлен, Клиент, продолжая слушать плейлист «Горе» должен в отношении каждого пункта списка начать вылепливать, катать из пластилина шарики (камушки, может быть, иные формы) и размещать их на теле человека. То есть, первый пункт списка, например отчисление, берем пластилин выбираем цвет и по внутренним ощущениям лепим шарик или камушек желаемого размера, после чего размещаем его на теле нарисованного человека.
Такие действия необходимо проделать в отношении всех пунктов списка.
По итогу на теле человека должны быть размещены шары/камни, символизирующие каждый пункт списка.
ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ
Клиент располагает лист или холст формата А5 вертикально и вверху пишет «Мое горе и страдания», и далее переписывает на него все пункты ранее составленного списка.
Затем Клиенту необходимо повернуть лист/холст влево на 90 градусов.
После чего, Клиенту необходимо поочередно брать каждый шар/камень с рисунка и большим пальцем правой руки размазывать его по листу со списком. В итоге весь лист должен быть замазан пластилином:
ПЯТАЯ ЧАСТЬ
Клиент, включив плейлист «Радость» и используя списки из техники «Я-ЦЕННОСТЬ» (мои достижения, мои достоинства, достоинства моей родовой системы) раскрашивает тело человека красками или карандашами или размещает на нем фигурки из пластилина, ассоциирующиеся с радостью (бабочки, цветы, птицы и пр.):
Метод "Предназначение"
«ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ» по методу РОГОВОЙ Н.С.
Автор: Рогова Наталья Сергеевна

В основе метода личные изыскания на тему реализации, авторская модификация игропрактики «Нужные вещи» (автор не известен), авторская модификация упражнения «Интеллект-карта» (автор не известен).

Метод предназначен для работы с клиентами, у которых имеется запрос о своем предназначении и реализации. Данная техника помогает через метафоры и внутренние ресурсы клиента получить ответ, который клиент знает и «носит в себе».
Согласно клиентской выборке и проведенным опросам метод показывает хорошие результаты, соответствующие действительности.

При использовании метода «ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ» по РОГОВОЙ Н.С. указание на автора и первоисточники – обязательно.

Инструменты: два листа формата А4 и ручка/карандаш.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Предназначение, самореализация, призвание являются частными понятиями реализации.
Что бы, что-то реализовать нужно это, что-то иметь, возьмем для примера ручку, самую обычную, ну или можно гелиевую ручку, которая для наглядности примера обладает самосознанием и свободой выбора.
Так вот:
Самореализация — это, когда ручка сама выбирает, как ей реализовать свои задатки, а именно она может писать, может не писать (просто красиво лежать), может слить все чернила, может использовать колпачок для подставки под шатающуюся ножку стула и пр.
В общем самореализация, это, когда она сама выбирает реализацию имеющихся у нее задатков.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ — это, когда ручка реализует свои задатки согласно своему значению, то есть она пишет на листе бумаги, а не на экране телефона (ручка-стилус) или пишет конспекты, а не только подписывает важные документы).
Предназначение – это глагол. Все в этом мире выполняет определенные функции в этом и есть предназначение. Так, например, предназначение — это не конкретная профессия, а вид, скажем так трудовой функции. Доктор – это не предназначение, а вот лечить – это предназначение. Когда клиент определяется со своим предназначением, глаголом у него есть выбор в том, каким образом себя реализовать. Лечить можно собак, людей, компьютеры, а значит быть доктором, программистом.
Призвание — это, когда ручку призывают использовать свои задатки, например, написать очень важное письмо, или поставить кляксу
Реализация — это, когда ручка в целом реализует свои задатки согласно значению, призвания или нет.
Есть такая фраза «он полностью реализовался», при этом это может быть использовано, как в отношении какого-то определенного дела, конкретной деятельности или жизни в целом. То есть наша ручка, может реализоваться на 100 субъективных процентов если она напишет очень важное письмо, законспектирует лекцию использует свой колпачок, весь объем чернил и пр. Может реализоваться на 100 субъективных процентов в деле написания одного письма, посвятив этому все свои чернила. Может реализоваться на 70%, 60%, 50% и т.д.
Более того, должность, успех, деньги не являются гарантией чувства реализованности. Можно быть Трампом, акционером Газпрома, известной актрисой, певцом и при этом чувствовать себя недостаточно реализованным, а в худшем случае совершенно никчемным.
Не зря здоровые, социально-успешные люди, как никто вкладываются в свое развитие, образование, тренинги, психологов и находятся в постоянном поиске новых видов деятельности.
P.S.: я отметила здоровых, поскольку нездоровые вкладывают в алкоголь, наркотики и прочие разрушающие личность «ценности».
И очень часто проскальзывает, что вот если бы чуточки удачи, да кабы обстоятельства были получше, то вот конечно мы были бы реализованы. То есть наличие или отсутствие ощущения реализованности связывается с внешними обстоятельствами. Но, как мы видим 👆🏻на самом деле это совершенно не связано.
Так, что же стоит за ощущением реализованности?
На мой взгляд — это тот объем многообразия наших чувств, эмоций, действий, которые мы проявляем и реализовываем ежедневно.
Ведь, как правило чувство реализованности наиболее ярко ощущается, когда мы максимально увлечены чем-либо, новая работа, путешествие, отношения организация какого-нибудь праздника и пр. В такие моменты мы, как бы открываем второе дно у чемодана с вещами (образами) и достаем не повседневную, привычную, уже заезженную, но зато проверенную годами, одобряемую одежду, а какую-то новую, в чем-то дерзкую или экстравагантную, в которой можно ошибаться, ругаться и быть возможно бессовестно свободным и счастливым.
И в такие моменты наша жизнь становится значительно полнее, но на самом деле не из-за внешних обстоятельств, а благодаря тому, что мы разрешили себе проявлять и испытывать чуть больше чувств, эмоций и ощущений.
P.S.S.: «ценности» нездоровых людей тоже открывают доступ ко второму дну чемодана, но правда управляют в этих случаях не они образами, а образы ими


ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.
Клиенту предлагается расслабиться, при желании он может закрыть глаза или оставить их открытыми.
Представьте, что Вы идете по тропинке, посмотрите, какая она, может быть это не тропинка, а дорожка и Вы идете по ней, перед Вами Вы видите дом. Посмотрите, какой это дом, большой или маленький, какого он цвета, есть в нем окна и двери, какие они.
Подойдите к двери ведущей в дом. Какая она, из чего она сделана, подходит ли дверь дому, есть ли ручка. Можете ли Вы зайти в дом? Зайдите в него.
Оглядитесь, что находиться внутри дома? Сколько этажей в доме? Как Вы себя в нем чувствуете? Какие там запахи? Достаточно ли света?
А теперь посмотрите внимательнее и почувствуйте или увидьте предмет или часть дома, что больше всего привлекает Ваше внимание? Что это за предмет? И ответьте на вопрос, какую функцию выполняет этот предмет в доме? В чем его предназначение?
По итогу выполнения упражнения возможно провести диагностику, того насколько клиент комфортно чувствует себя в мире, посредством выявления его ощущений в отношении дома.
Дом – это ассоциация мира.
ПРЕДМЕТ, часть дома – это то, кем ощущает себя клиент.
ФУНКЦИЯ, которую выполняет предмет – ключ к предназначению клиента.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ.
Клиенту предлагается в центре листа А4 написать ПРЕДМЕТ из первой части и обвести его кругом. Затем от получившегося круга-солнца пустить первый луч и на его конце написать слово – ФУНКЦИЮ, которую выполняет предмет.
Затем пустить второй луч и поразмышлять, какую еще функцию может выполнять ПРЕДМЕТ в доме. Лучей может быть не ограниченной количество.
По итогу выполнения клиенту предлагается ответить на вопросы:
Какие из указанных функций клиент реализует в своей жизни?Что общего у него и ПРЕДМЕТА.Каким образом функции ПРЕДМЕТА проявляются в жизни клиента?Какие три функции наиболее откликаются клиенту в рамках его запроса о предназначении?
Пример приведен в конце публикации.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ.
Клиенту предлагается взять второй лист А4 и также в центре него написать, но теперь ФУНКЦИЮ из первой части и обвести кругом.
Затем, также от круга-солнца пустить первый луч и на его конце написать деятельность, в которой реализация данной ФУНКЦИИ-предназначения наиболее близка клиенту. После чего клиент также рисует лучи и на их конце пишет виды деятельности, где ФЦНКЦИЯ может быть эффективно применена.
Пример приведен в конце публикации.

ЗАВЕРШЕНИЕ.
По итогу клиенту предлагается в течении 24 часов реализовать первое действие, которое будет способствовать реализации его предназначения.

ВАЖНО
1. Клиенту стоит выбрать ту сферу деятельности, в которой бет задействовано максимально возможное количество его чувств, знаний, образований, ощущений или она будет наиболее подходить его потребностям. Например: при лечении животных клиент будет взаимодействовать с людьми (хозяевами), животными, организациями, что предполагает большее количество коммуникативных навыков. При этом при «лечении» компьютеров клиент сможет больше путешествовать и меньше общаться с людьми, что по его внутреннему ощущению это более гармонично.
2. Первую часть данной техники можно заменить на работу через метафорические – проекционные карточки, например набор «Двери моей души». В таком случае клиенту предлагается выбрать в открытую карточку, которая его максимально привлекает и уже на ей выбрать предмет относящийся к дому.
Техника "Я-ценность"
ТЕХНИКА «Я - ЦЕННОСТЬ»
Автор Рогова Н.С.

В основе метода личные изыскания на тему самоценности, уверенности и самооценки.

Метод предназначен для работы с клиентами, у которых имеется запрос о проблемах с уверенностью, самооценкой, уважением, принятием.
Согласно клиентской выборке и проведенным опросам метод демонстрирует хорошие результаты.

При использовании «Я-ЦЕННОСТЬ» по методу РОГОВОЙ Н.С. указание на автора и первоисточники – обязательно.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Наиболее гармоничная уверенность человека в себе включает:
- уверенность родовую (врожденную) и
- приобретенную.
Родовая уверенность базируется на достижениях членов родовой системы, а таже достоинствах самого человека. В данном контексте достоинства подразумевают ценности человека, которые он получил, приобрел просто так (цвет глаз, темперамент, тело и пр., а также все то, что можно отнести к понятию безусловной любви, то есть подарки, внимание, заботы и пр., которые он бы получил даже будь совершенно иным).
Приобретенная уверенность – это уверенность, основанная на личных достижениях разных уровней, в том числе: материальном (призы, награды, образование, умение ходить, говорить, считать и пр.), эмоциональном (пережитые травмы, переезды, увольнения, трагедии и пр.).

В традициях разных народностей есть правило закреплять на материальном уровне подтверждения ценности того или иного человека. Так в Армении принято с самого рождения дарить девочкам дорогие, золотые украшения, которые собираются в банку. Взрослея, девочка видит свою ценность и осознает ее не только на уровне эмоциональных отношений, которых порой недостаточно, но и на материальном.

Таким образом данная техника позволяет:
Вывести на уровень осознания ценность Клиента (его достоинства, достижения и достижения родовой системы).Облачить в материальную форму полученные осознания.Указанное способствует формированию уверенности, снижению ощущения «пустого места», потребности доказывать свое право на жизнь, открытости во взаимоотношениях с другими людьми, поскольку Клиент понимает, что ему есть чем поделиться, а принять поддержку или подарки от других не сломят его и не введут в долг.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Клиенту предлагается в качестве домашнего задания составить три списка:
Мои достоинства (от 30 пунктов)Мои достижения (от 100 пунктов)Достижения моей родовой системы (от 15 пунктов)
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Клиенту необходимо подготовить бусины или пуговицы, а также тонкую атласную ленту.
После чего, для примера, Клиент выбирает один пункт из трех списков, а затем пуговицу или бусину, олицетворяющую этот пункт. Он завязывает на пуговице или бусине ленту и подписывает ее.
Кроме того, Клиенту необходимо приобрести банку, в которую должны поместиться все пункты из всех списков, облаченные в бусины или пуговицы с лентами.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
Клиенту предлагается написать и подготовить от 10 слов-поддержки (я молодец, я хороший, я важный, я достойный и пр.) самому себе.
Затем, разъяснить, что голос человека обладает разной тональностью и глубиной. В основном внутренний голос человека звучит на высоких тонах, как бы на уровне ума. Кроме того, именно таким голосом произносят оскорбления, грубости и пр. (Будьте осторожны с тем, как вы разговариваете со своими детьми. Однажды это станет их внутренним голосом — Пегги O'Мара). Именно поэтому если мы вступаем во внутренний диалог, то он скорее приведет к конфликту (ты плохой, опять у тебя ничего не получается – я хороший, я могу) или даже проигрышу голоса, выступающего в качестве оправдывающего или поддерживающего.
При этом, у человека есть возможность разговаривать с собой через голос нижней тональности и более глубокий, как бы исходящий из грудной клетки (сердечный голос) (такой голос используют при озвучке фильмов, а также в навигаторе).
Далее необходимо предложить Клиенту произносить подготовленные фразы то голосом высокой тональности, то низкой. Клиенту необходимо прочувствовать разницу и услышать свой голос, который будет выступать поддерживающим.
В качестве домашнего задания Клиенту предлагается вести внутренний диалог через этот голос, тренироваться у зеркала и после душа используя слова-поддержки.

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ
Клиенту необходимо составить список «200 моих способов помогать людям».
Цитаты Роговой Н.С.
Цитаты
Автор Рогова Н.С.

В данном блоке буду размещать мои авторские цитаты, поскольку я верю, что порой одна цитата может изменить судьбу.

"Если мы не развиваемся добровольно, то жизнь развивает нас по своим правилам"

"Дети смотрят на мир глазами родителей"

"Немощными делает нас не возраст, а привычка оправдывать свое "не хочу" посредством "не могу""

"Относитесь к себе так, как хотите, что бы к вам относились другие"

"Воспитывайте в детях не страх, а благоразумие. Страх не остановит от перехода на красный свет светофора"

"Секрет взаимопонимания и согласия заключается в том, что:
Я позволяю себе быть таким, каким я хочу и могу быть.
Я позволяю другим быть такими, какими они хотят и могут быть."

"Смысл жизни ищут те, кому надо опрадать свое существование"

"Если хотите, что бы ребенок манипулировал своим самоубийством, то сделайте его своим смыслом жизни. Говорите ему об этом и транслируйте это."

"Не бойтесь стыда - он проводник к безопасному миру несовершенства"

"Количество страхов в нашей жизни пропорционально количеству нашей агрессии"
Нижеуказанная информация получена из общедоступных источников (интернет, книги), размещена исключительно в целях общего ознакомления и для использования только психологами.
Проективная методика "МЕТАФОРА МОЕГО Я"
От автора: Разработанная техника интегрирует различные направления психологической помощи: НЛП, гештальт-терапию, сказкотерапию. Она может помочь ответить на следующие вопросы: Какой я? Мои сильные/мои слабые стороны? В чем моя трудность (где моя зона развития)? Что мне делать?

1. Выберите любой предмет в той комнате, где Вы сейчас находитесь (или нарисуйте любой рисунок - так, как Вам хочется и то, что Вам хочется в данный момент). "Станьте" этим предметом (рисунком или его частью) и расскажите о себе.
* Я - сухой бассейн. Я красивый, с разноцветными шариками. Я умею радовать всех, кто в меня залезает. Я доставляю им не только удовольствие, но и пользу.

Не выходим из роли, а продолжаем отвечать на вопросы (лучше письменно):

2. - Что я люблю? - Что для меня важно? - Что доставляет мне радость и удовольствие? - Что позволяет мне чувствовать себя счастливым?
* Я счастлив, когда внутри меня кто-то есть.*Я счастлив, когда я нужен.*Я счастлив, когда окружающие мной восхищаются, и особенно когда они говорят, что я - полезный.*Я счастлив, когда обо мне заботятся: убирают сломанные шарики, моют оставшиеся, вытряхивают мусор.*Я счастлив, когда в меня насыпают новые шарики.

3. а) Чего ты не умеешь делать?
* Я не умею двигаться сам. Меня надо или толкать, или тянуть. * Я не умею сам о себе заботиться.

б) Чего ты в связи с этим хочешь?
* Я хочу, чтобы у меня был руль и колесики. Тогда я смогу сам добраться до ванны, чтобы помыться или подъехать к мусорке - чтобы вытряхнуть сломанные шарики.

4. Тогда на кого ты будешь похож? Выбери другой предмет или нарисуй рисунок.
В представленном мной примере Клиентка нарисовала рисунок - точно такой же сухой бассейн, только на колесиках и с рулем.

5. Как изменится твоя жизнь, если ты станешь таким?
* Я стану мобильнее. * Я смогу доставлять радость и пользу большему количеству людей. * Я научусь водить. * Мне не будет нужен человек, который обо мне должен заботиться, я буду все делать сам. * Я стану самостоятельным и самодостаточным.

6. Почему ты прямо сейчас не можешь стать таким, измениться? Что тебе мешает или чего ты боишься?
* Я боюсь, что не справлюсь. * Я боюсь, что буду сильно уставать. * Я боюсь, что не буду так устойчив. * Мне лень. * Я не умею водить. * Я боюсь, что стану "необычным" сухим бассейном. * Мне проще найти человека, который будет за мной ухаживать.

Этот пункт может вскрыть вторичные выгоды нынешнего положения, с которыми можно "поработать" отдельно.

7. А сейчас представь, что предмет №1 и предмет №2 (из пункта 4) встретились. И у них завязался очень интересный диалог:

Предмет №1: - Привет! Ты - такой классный! Я хочу быть таким, как ты!

Предмет №2: - Знаешь, это реально! Ведь я сам раньше был очень похож на тебя.

Предмет №1: - А что ты делал, чтобы измениться? Скажи хотя бы, с чего ты начал? Каким был твой первый шаг?

Далее этот диалог продолжает Клиент. Чтобы направить его, можно спросить: Как ты думаешь, что ответил ему Предмет №2.
Предмет №2 (немного помолчав): - Сначала я научился разговаривать! Ведь чтобы у меня появились колесики и руль, мне нужно было кому-то сказать о том, что я их хочу. А для этого я должен был научиться говорить.

Техника настолько "прозрачная", что рефлексия часто происходит прямо в ходе выполнения каждого шага. Но в самом конце можно спросить у Клиента, что нового он узнал о себе в ходе выполнения техники? Что сейчас чувствует? Что собирается делать?

ЭТО ВАЖНО! Бывают такие ситуации, что в шаге 4 Клиент выбирает предмет или рисует рисунок, сильно отличающийся от первого. В ходе такой работы может возникнуть сильное сопротивление, вызванное "борьбой противоположностей" (здесь можно предположить, что человек не принимает какую-то часть своей личности). Тогда Клиенту можно предложить интегрировать эти 2 образа, и выбрать что-то среднее (это может быть 3 предмет).

Автор: Александра Абдрахманова
Источник: https://www.b17.ru/article/69277/?prt=mak
Наверх