Согласитесь, что любые события в жизни - это ее естественная часть и процесс. Рождение, смерть, разводы, измены, свадьбы, увольнения, трудоустройство и пр. В этом во всем нет ничего сверхъестественного, более того даже сверхъестественное - это тоже часть жизни.
Как в компьютерной игре, когда все загруженные элементы имеют в ней место. Единственная задача игрока уметь ориентироваться в них и вмещать.
Поэтому проблема не в событиях, которые можно обозначить, как травмирующие, а в неправильном отношении к ним и низких интеллектуальных способностях не позволяющих проанализировать происходящие, вместить и сделать необходимые выводы.
Например, два ребенка из разных семей сломали руки.
И в первом варианте, ребенку Пете оказали первую помощь, наложили гипс и рассказали, что необходимо делать, что бы быстрее восстановится. Кроме того, пояснили, что так бывает, это часть жизнь с ним даже не произошло ничего сверхъестественного. Показали статистику сколько людей ломают руки и объяснили, что эта травма может вообще никогда не дать знать о себе особенно если он будет выполнять все необходимые процедуры. А также дополнили, что с ним все в полном порядке и он - Петя приобрел некий опыт, которым может распорядится самостоятельно.
Второй вариант. Ребенку, Мише не оказали первую помощь, более того, стали его ругать за жалобы. В дальнейшем, когда ситуация усугубилась его отвели для оказания медицинской помощи. Когда выяснилось, что это перелом ему сказали, что теперь он всю жизнь будет страдать от перемен в погоде. Кроме того, отметили, что теперь он не совсем здоровый и ему необходимо жить более ограничено. По итогу, кости срослись неправильно, пришлось вновь все ломать и проделывать повторно. Миша за этот период собрал все укоры и упреки высказанные, родителями и врачами, как словесно, так и без слов.
То есть, что в первом, что во втором варианте одна и та же травма, но ее последствия будут совершенно противоположными для каждого из этих детей.
Отличный пример неправильного отношения к травмам и низкие интеллектуальные способности продемонстрированы в фильме Чебурашка.
Я не особый любитель российского кинематографа. Не только из-за того, что он слишком копирует иностранные фильмы и использует сюжетные штампы, но и поскольку в нем оголяются какие-то острые темы, но никакого решения для них нет.
Чебурашка не стал исключением и несмотря на красочность, сочность картинки фильм затрагивает тему детей выросших в семьях с неправильным отношением к травмам и последствия с которыми им приходится столкнуться.
Первой такой семьей является Гена, его жена и их дочка. Жена Гены женщина с суицидальными наклонностями, поскольку занимается таким видом спорта, который может привести к крайне высокому риску смерти.
Возможно между ним и женой существует некий конфликт усиливающий эту склонность. Так как мы не видим сцен нежности и любви, которые происходили бы только между ними. Без участия дочери, которая видимо является их буфером.
Жена в итоге реализует свою склонность и умирает. Гена, после этого принимает решение пожить один.
И здесь дочка Гены получает по всем фронтам за все поколения, которые пренебрегали психогигиеной и развитием. А именно, ребенок столкнулся с очень травмирующей ситуацией, как если бы ему оторвало руку. Гена, как человек с низким интеллектуальным уровнем - отрывает ей вторую, когда оставляет на попечение тети. Видимо по-дедовскому принципу «что б не мучалась». Что получилось в результате, видели все, кто посмотрел этот фильм.
Теперь представим, что Гена обладает достаточными интеллектуальными способностями и заметив склонности жены к суициду начал проходить личную терапию. Допустим, даже урегулированный между ним и женой конфликт не способствовал изменению внутренних тенденций жены к суициду. Может из поколение в поколение родовая система жены настраивала себя на суицид. И жена все таки выбрала умереть.
Гена после смерти и внеочередной консультации с психологом понял, что важно проговорить с дочкой всю произошедшую ситуацию. Он еще раз озвучил, что мама выбрала умереть. Что каждый человек имеет полное и неотъемлемое право на жизнь и на смерть. Что ее смерть никаким образом не связана с ней, дочкой. Она навсегда останется дочерью, а ее мама ее мамой. Он рассказал дочери о своих чувствах и переживаниях, о том, что он потерял жену, и, что это для него значит. При этом отметил, что также он ее отец навсегда.
Он привел статистику, сколько людей в мире умирают, сколько умирают в возрасте смерти его жены и ее мамы, сколько детей возраста дочери остаются с одним из родителей. Также он сказал, что принял решение о том, что в этой ситуации для него будет лучше уехать. Он понимает, что для дочери это будет тяжело и она имеет право на все свои чувства и эмоции. Он считает, что ей, как девочке лучше воспитываться с тетей. При этом, он полностью остаётся ее отцом, будет обеспечивать, а также они могут определить, как при всем при этом они могут продолжить поддерживать общение, письма, телефонные звонки, возможно он сможет приезжать.
Естественно это был не единичный разговор. Более того, они сходили на телесно-ориентированную терапию и переработали эмоционально-чувственные блоки, которые возникли в связи с этой ситуацией.
То есть отец, донес до ребенка элементарные вещи:
Брошенные дети или дело не в травмесмерть - это естественная, хоть и печальная часть жизни;
каждый человек сам определяет, как ему распоряжаться свободой выбора;
дочка совершенно не имеет никакого отношения к выборам родителей, на ней нет никакой вины за их радости и страдания. При этом, как ребенок она обязана подчинятся условиям жизни родителей, зато это является отличным стимулом для того, что бы стать взрослой и уже самостоятельно обеспечивать себя и делать самостоятельные выборы;
гнев, печаль - это естественные чувства и эмоции. Она имеет на них полное право, единственное важно их осознавать и проживать здоровыми способами;
с ней, как с ребенком все в полном порядке, произошедшая ситуация необходима для ее развития, даже если это трудно принять.
Как считаете есть разница? В поведении Гены, который живет не осознанно, по дедовским методам и Гены, который умеет распоряжаться своим интеллектом и проходит личную терапию?
На мой взгляд координальная.
Второй семьей в фильме, которая, как раз и стала результатом, дедовских методов Гены - это семья, которую создала его дочка. Создала именно она, поскольку муж дочки явно не является взрослым, ответственным человеком приспособленным к жизни. Об этом свидетельствует его костная речь, неумение решать проблемы и даже бытовые вопросы. Возможно он воспитывался в детском доме или с пожилыми родителями, или бабушкой и дедушкой, и поэтому в целом был заинтересован продолжить свою потребительскую жизнь за счет другого. Как говорится, кто ищет, тот найдет) просите и дано вам будет.
Итак, дочка, которая при наличии кондитерского таланта и привлекательной внешности живет очень скудную и обремененную жизнь. Более того, обида на отца поглощает всю ее жизнь.
Обратите внимание, что
Дочка Гены - это сплошной конфликт (невроз). Она явно неудовлетворена своей ролью жены, обременена ролью матери, страдает, как дочь и совершенно не развивается, как предприниматель. Кстати, как и большинство людей с низким интеллектом она не решает проблему своего пятилетнего сына, который не разговаривает. Даже не понятно, на, что она надеется, хотя возможно она просто искренне рада, что это так. С одной стороны, еще один повод упрекнуть отца, а с другой меньше проблем. Одно дело, когда ребенок, как животное только мычит, а с другой если бы он разговаривал, то пришлось бы отвечать на неудобные вопросы и вообще взаимодействовать.
В психологии часто встречается такой вид внутриличностного конфликта, как месть родителям. Происходит некая борьба внутренних частей, где одна часть выступает за развитие, успех, радость, процветание человека. Это здоровая часть, естественная, свойственная всему живому.
А вторая часть выступает за страдания, бедность, нужду, что бы наказать родителей за все беды и несчастья с которыми пришлось столкнуться ребенку. Это происходит в том случае, когда у ребенка не было возможности высказывать свое недовольство, заявлять право на личное мнение.
Так и живет такой обиженный ребенок в теле взрослого человека по принципу назло кондуктору пойду пешком.
Есть ли выход из этой ситуации у дочки, кроме сказочных пасов? Без мужества признать, что она в болоте и пора обратится к психологу - крайне мала. В реальной жизни, история этой дочки была бы достаточно печальной и в лучшем случае короткой, а в худшем долгой.
Кстати, также в части сюжета фильма неприятно, что в очередной раз зомбируется установка на то, что если ты богатый, то ты злой и несчастный. А вот бедный - зато добрый и с единомышленниками. Хотя если посмотреть внимательно, Шапокляк богатая поскольку у нее есть для этого способности и интерес. В отличие от той же дочери Гены - у, которой есть интерес к своим обидам и страданиям.
Так и в реальной жизни, пока одни коллекционируют рецепты врачей и свои симптомы, другие решают проблемы на уровне причин и живут здоровую, благополучную жизнь.