магистр психологии, специалист
по урегулированию конфликтов, преподаватель 
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНСУЛЬТАЦИЙ С ПСИХОЛОГОМ
сожительство, брак, выйти замуж, гражданский брак, развод, семья, муж, жена, штамп в паспорте, не берут замуж, дети
Во-первых следует отметить отличия психологического консультирования, психотерапии и коучинга.
Во-первых следует отметить отличия психологического консультирования, психотерапии и коучинга.
ПСИХОТЕРАПИЯ
ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапия, здесь важно отметить, что есть медицинская психотерапия, как вид психологической помощи человеку, а есть не медицинская, не подразумевающая работу с медикаментозным лечением. Психолог не является психиатром и не имеет права выписывать какие-либо медикаменты или ставить диагнозы. 
Так вот не медицинская психотерапия работает с прошлым клиента, которое влияет на его настоящее и в тех случаях, когда недостаточно только дополнительной информации.
Например, клиент столкнулся с затруднениями связанными с трудоустройством в основе которых лежат проблемы с самооценкой и уверенностью. В данном случае может быть недостаточно информации о том, что самооценка - это то, как человек сам себя оценивает, а уверенность связана с тем есть ли у клиента опыт поддержки самого себя в тяжелых ситуациях или нет. Причиной проблемы может является отношения в семье и отношение родителей к клиенту в детском и подростковом возрасте. В этом случае психолог используя терапевтические техники и упражнения может помочь клиенту переосмыслить и исцелить детский опыт. Кроме того, психотерапия работает с травматичечким опытом и семейными сценариями, которые неблагоприятным образом влияют на жизнь клиента в текущей точке времени.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Психологическое консультирование работает в настоящем времени и оно направлено на предоставление клиенту дополнительной информации по его проблеме (запросу), а также помощи в выявлении у него ресурсов для решения проблемы (запроса).
Так например, психолог предоставляет родителям подростка подробную информацию о данном этапе взросления человека, включая физиологические, гармональные, психологические особенности влияющие на поведение подростка и особенности его развития. Или психолог предоставляет информацию о кризисах, которые проходит любая семья в процессе ее существования и т.п.
Благодаря полученной информации клиент приобретает осознанность в текущей проблеме (запросе) и имеет возможность ее решить самостоятельно.
КОУЧИНГ
Коучинг, как вид психологической помощи клиенту заключается в работе с будущим. Посредством техник и упражнений психолог помогает клиенту с целепологаем и достижением. Кроме того, коучинг направлен на помощь в формировании новых компетнций, навыков и умений необходимых для реализации целей и желаний. 
Во - вторых ниже публикую статью посвященную анализу общих факторов, которые вносят вклад в эффективность психотерапии.
Во - вторых ниже публикую статью посвященную анализу общих факторов, которые вносят вклад в эффективность психотерапии.
Журнал Практической Психологии и Психоанализа, 2021, № 2. Автор статьи Соколова А.В.
Условия эффективной психотерапии
Условия эффективной психотерапии
Введение
Исследования в области психотерапии до 1980-1990 гг. были во многом сконцентрированы на оценке эффективности психотерапии и сравнении результативности разных психотерапевтических модальностей. К этому времени многочисленные исследования показали, что психотерапия действительно работает и помогает пациентам достигать положительных жизненных изменений в части общего самочувствия, облегчения симптомов и уровня функционирования (смотри, например, Lambert, Ogles, 2004; Norcross et al., 2005). По этому поводу, в рамках очередного обзора исследований о результатах психотерапии, М. Ламберт написал: «Продемонстрированы настолько серьезные доказательства общей эффективности психотерапии, что этот вопрос больше не представляет интереса для психотерапевтических исследований» (Lambert, 1991, c. 2). Таким образом, главным выводом и консенсусом, к которому пришло психотерапевтическое сообщество в конце XX века, является то, что психотерапия действительно работает.

Однако до сих пор на повестке остается неразрешенный вопрос «Как работает психотерапия?». Многочисленные исследования демонстрируют, что в среднем ни один из терапевтических подходов не является более эффективным, чем другие (Weiner, Bornstein, 2009). Отдельным пациентам может лучше подходить тот или иной вид терапии, в зависимости от личных характеристик, предпочтений и уровня психологической готовности. Также пациенты могут получать определенную пользу от конкретных техник терапии в зависимости от их симптомов. Например, когнитивно-бихевиоральные техники зарекомендовали себя особенно эффективными в лечении фобий, тогда как психодинамический метод часто выбирают при лечении личностных расстройств (там же). Однако в целом, среди широкого круга пациентов и их проблем, было выявлено, что разные виды терапии дают приблизительно одинаковые результаты.

В своей революционной книге, представляющей результаты широкомасштабного мета-анализа психотерапевтических исследований (всего было проанализировано 475 исследований) (Smith et al., 1980), авторы сделали такое сильное утверждение: «Мы не ожидали, что продемонстрированная польза действительно разных видов психотерапии будет так мало отличаться. Это наиболее поразительный и интригующий вывод, к которому мы пришли. Все исследователи в области психотерапии должны задать себе вопрос, как такое возможно. Если действительно такая большая разница в технических приемах приводит к такой незначительной разнице в получаемой пациентом пользе, тогда что делать с томами, посвященными подробному описанию различий между разными стилями психотерапии? И как быть с серьезными расхождениями и враждой между разными психотерапевтическими школами?» (c. 185).

В более недавнем, также очень детальном и обширном, мета-анализе Б.Вамполд пришел к похожему выводу, что нет никаких доказательств, что специфические ингредиенты психотерапевтического лечения вносят существенный вклад в результат терапии (Wampold, 2001). Этот вывод в научной литературе часто иллюстрируется фразой птицы Додо из «Алисы в стране чудес»: «Все выиграли и все должны получить призы», – известной как «вердикт птицы Додо».

Одним из объяснений этого результата является концепция общих факторов, сторонники которой считают, что за изменения, происходящие в результате психотерапии, ответственны не специфические методы, а факторы, общие для всех подходов, вне зависимости от их теории и техник. В настоящее время эта концепция получает все большее признание. Так в 2013 г. в резолюции Американской психологической ассоциации было написано: «Сравнение различных видов психотерапии чаще всего показывает относительно незначительную разницу, и факторы контекста и отношений часто опосредуют результат» (APA, 2013, c.103).

Детальный анализ литературы в области общих факторов показывает, авторы по-разному формулируют и трактуют такие факторы и до сих пор не достигнут консенсус по этому вопросу. У многих авторов в одном ряду стоят самые разные аспекты терапевтического процесса: специфические техники, качества терапевта, характеристики клиента, контекст терапевтического взаимодействия. С одной стороны, это вполне укладывается в определение общих факторов, которые обычно определяются как компоненты психотерапии, общие для всех подходов, которые вносят вклад в ее результат (смотри, например, Sprenkle, Blow, 2004). Действительно, самые разные аспекты психотерапии влияют на итоговый результат. С другой стороны, такое широкое определение затрудняет анализ нюансов психотерапевтического процесса и поиск ответа на вопрос «как работает терапия?»

В этой связи целью настоящего исследования является разработка концептуальной модели терапевтических изменений, выявляющей основные категории факторов, вносящие вклад в достижение результатов терапии. Это даст возможность терапевту лучше понять из каких компонентов и процессов складывается терапевтический успех, поможет в практической работе с клиентом в качестве инструмента анализа ее возможных затруднений и областей повышения эффективности, а также позволит увидеть дополнительные направления для обучения и саморазвития.

Концептуальная модель терапевтических изменений
Детальный обзор литературы позволяет выявить основные группы факторов, вносящих вклад в итоговый результат терапии. В рамках предлагаемой модели (см. рисунок 1) эти факторы категоризируются по следующим основаниям: компоненты терапевтического процесса, характеристики участников (терапевт, клиент), характеристики терапевтического подхода.
Введение
Исследования в области психотерапии до 1980-1990 гг. были во многом сконцентрированы на оценке эффективности психотерапии и сравнении результативности разных психотерапевтических модальностей. К этому времени многочисленные исследования показали, что психотерапия действительно работает и помогает пациентам достигать положительных жизненных изменений в части общего самочувствия, облегчения симптомов и уровня функционирования (смотри, например, Lambert, Ogles, 2004; Norcross et al., 2005). По этому поводу, в рамках очередного обзора исследований о результатах психотерапии, М. Ламберт написал: «Продемонстрированы настолько серьезные доказательства общей эффективности психотерапии, что этот вопрос больше не представляет интереса для психотерапевтических исследований» (Lambert, 1991, c. 2). Таким образом, главным выводом и консенсусом, к которому пришло психотерапевтическое сообщество в конце XX века, является то, что психотерапия действительно работает.

Однако до сих пор на повестке остается неразрешенный вопрос «Как работает психотерапия?». Многочисленные исследования демонстрируют, что в среднем ни один из терапевтических подходов не является более эффективным, чем другие (Weiner, Bornstein, 2009). Отдельным пациентам может лучше подходить тот или иной вид терапии, в зависимости от личных характеристик, предпочтений и уровня психологической готовности. Также пациенты могут получать определенную пользу от конкретных техник терапии в зависимости от их симптомов. Например, когнитивно-бихевиоральные техники зарекомендовали себя особенно эффективными в лечении фобий, тогда как психодинамический метод часто выбирают при лечении личностных расстройств (там же). Однако в целом, среди широкого круга пациентов и их проблем, было выявлено, что разные виды терапии дают приблизительно одинаковые результаты.

В своей революционной книге, представляющей результаты широкомасштабного мета-анализа психотерапевтических исследований (всего было проанализировано 475 исследований) (Smith et al., 1980), авторы сделали такое сильное утверждение: «Мы не ожидали, что продемонстрированная польза действительно разных видов психотерапии будет так мало отличаться. Это наиболее поразительный и интригующий вывод, к которому мы пришли. Все исследователи в области психотерапии должны задать себе вопрос, как такое возможно. Если действительно такая большая разница в технических приемах приводит к такой незначительной разнице в получаемой пациентом пользе, тогда что делать с томами, посвященными подробному описанию различий между разными стилями психотерапии? И как быть с серьезными расхождениями и враждой между разными психотерапевтическими школами?» (c. 185).

В более недавнем, также очень детальном и обширном, мета-анализе Б.Вамполд пришел к похожему выводу, что нет никаких доказательств, что специфические ингредиенты психотерапевтического лечения вносят существенный вклад в результат терапии (Wampold, 2001). Этот вывод в научной литературе часто иллюстрируется фразой птицы Додо из «Алисы в стране чудес»: «Все выиграли и все должны получить призы», – известной как «вердикт птицы Додо».

Одним из объяснений этого результата является концепция общих факторов, сторонники которой считают, что за изменения, происходящие в результате психотерапии, ответственны не специфические методы, а факторы, общие для всех подходов, вне зависимости от их теории и техник. В настоящее время эта концепция получает все большее признание. Так в 2013 г. в резолюции Американской психологической ассоциации было написано: «Сравнение различных видов психотерапии чаще всего показывает относительно незначительную разницу, и факторы контекста и отношений часто опосредуют результат» (APA, 2013, c.103).

Детальный анализ литературы в области общих факторов показывает, авторы по-разному формулируют и трактуют такие факторы и до сих пор не достигнут консенсус по этому вопросу. У многих авторов в одном ряду стоят самые разные аспекты терапевтического процесса: специфические техники, качества терапевта, характеристики клиента, контекст терапевтического взаимодействия. С одной стороны, это вполне укладывается в определение общих факторов, которые обычно определяются как компоненты психотерапии, общие для всех подходов, которые вносят вклад в ее результат (смотри, например, Sprenkle, Blow, 2004). Действительно, самые разные аспекты психотерапии влияют на итоговый результат. С другой стороны, такое широкое определение затрудняет анализ нюансов психотерапевтического процесса и поиск ответа на вопрос «как работает терапия?»

В этой связи целью настоящего исследования является разработка концептуальной модели терапевтических изменений, выявляющей основные категории факторов, вносящие вклад в достижение результатов терапии. Это даст возможность терапевту лучше понять из каких компонентов и процессов складывается терапевтический успех, поможет в практической работе с клиентом в качестве инструмента анализа ее возможных затруднений и областей повышения эффективности, а также позволит увидеть дополнительные направления для обучения и саморазвития.

Концептуальная модель терапевтических изменений
Детальный обзор литературы позволяет выявить основные группы факторов, вносящих вклад в итоговый результат терапии. В рамках предлагаемой модели (см. рисунок 1) эти факторы категоризируются по следующим основаниям: компоненты терапевтического процесса, характеристики участников (терапевт, клиент), характеристики терапевтического подхода.
Таким образом, выделяются следующие категории (на рисунке обозначены курсивом):
  • механизмы изменений;
  • условия изменений;
  • характеристики терапевта;
  • характеристики клиента;
  • теоретические и технические переменные.

Механизмы изменений – это те процессы и явления, которые происходят в клиенте в результате терапевтического взаимодействия на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне, благодаря которым он начинает в жизни лучше себя чувствовать, функционировать и личностно расти. Важно, что механизмы изменений – это категория, связанная только с клиентом и показывающая, за счет чего изменения в его жизни происходят. Прекрасное описание механизмов изменений приведено в статье К. Джоргенсена «Активные ингредиенты в индивидуальной психотерапии. В поисках общих факторов», в которой автор на основе психодинамической теории формулирует те активные ингредиенты психотерапии, которые вносят вклад в развитие пациента (Jørgensen, 2004). По своей сути, рассмотренные в статье ингредиенты являются механизмами изменений (автор сам взаимозаменяемо с терминами «активные ингредиенты» и «общие факторы» называет их механизмами изменений), и хотя они выведены из психодинамической теории, автор подчеркивает, что они являются общими для любой успешной терапии. Это следующие механизмы:
  • высвобождение эмоций/катарсис;
  • корректирующий эмоциональный опыт и десенсибилизация;
  • развитие регуляции аффекта;
  • развитие ментализации, само-рефлексии и способности выстраивать межличностное взаимодействие;
  • интеграция и новая история о себе.

Условия изменений – это те компоненты психотерапии, которые являются необходимыми для запуска механизмов изменений. За создание условий изменений отвечает терапевт. Анализ литературы показывает, что ключевую роль играют три основополагающих условия, необходимых для активации рассмотренных механизмов изменений: (1) создание безопасного, принимающего пространства и терапевтического альянса; (2) предоставление пациенту объяснений и обратной связи о причинах его затруднений; (3) использование определенных техник для содействия переживанию клиентом нового корректирующего опыта и облегчения его симптомов (смотри, например, Frank, Frank, 1991; Goldfried, 2014; Laska et al., 2014).

Наличие безопасного, эмпатического и принимающего пространства с установленным сеттингом, в котором клиент способен откровенно выражать свои самые сложные чувства и тревожащие мысли, является самым первым условием для возможности терапевтических изменений. Это позволяет клиенту, возможно впервые в жизни, чувствовать себя действительно понятым и принятым, начать доверять, раскрываться и формировать положительные ожидания, что терапия действительно может помочь.

Второе условие изменений в терапии связано с предоставлением пациенту объяснений и обратной связи о причинах его затруднений, что позволяет увеличить понимание и осознание клиентом определенных аспектов его функционирования (мыслей, чувств, поведения), которые создают проблемы в его жизни (Goldfried, 2014). Важно, чтобы объяснение, которое дает терапевт, было адаптивным, т.е. открывало возможности клиенту для преодоления его сложностей, и было им принято. Данное условие изменений является особенно существенным для развития ментализации клиента и его само-рефлексии.

Третье условие необходимо для вовлечения клиента в переживание нового корректирующего опыта и работы с его симптомами. Для этой цели в разных подходах используют самые разнообразные техники, важно, чтобы они были консистентны с личностью терапевта, а также с возможностями и потребностями клиента.

Характеристики терапевта включают в себя его личные качества, навыки, знания и компетенции, которые играют наибольшую роль для реализации эффективного терапии.

Личные качества и навыки
Растущее число исследований подтверждает, что характеристики терапевта, безотносительно его теоретической ориентации, носят прогностический характер для результатов лечения, и личность терапевта важнее того, какой подход он выберет (Lambert, Ogles, 2014). Несмотря на то, что до сих пор характеристики терапевта остаются плохо исследованной областью (Anderson et al., 2016), по современным данным уже можно делать некоторые выводы. Например, результаты исследований показывают, что возраст, пол, этническая принадлежность, семейное положение, профессиональная степень и даже клинический опыт не имеют прямой связи с результатами терапии (смотри, например, Anderson et al., 2016, Miller et al., 2013).

В недавнем мета-анализе, включающем результаты 3599 клиентов, показано, что около 9% результатов клиентов могут быть обусловлены эмпатией терапевта (Elliott, 2011). Выражение терапевтом позитивного отношения к клиенту также оказалось важным фактором – около 7% в вариативности результатов клиентов. Также в литературе, на основе анализа эмпирических данных, показывается, что клиенты демонстрируют быстрый положительный отклик на межличностные навыки терапевта. (Anderson et al., 2016) .

В итоговом заключении рабочей группы АПА по эмпирическому исследованию терапевтических отношений подчеркивается важный вклад альянса в результат терапии, а также высокий вклад эмпатии терапевта, которая, по мнению ряда исследователей, является компонентом терапевтического альянса и даже ее необходимым ингредиентом (Norcross, Wampold, 2011).

Другим важным навыком для терапевтического альянса является способность к чуткому отклику (responsiveness), концепция, которая в последние десятилетия все больше привлекает внимание исследователей (см., например, Stiles, Shapiro, 1994; Norcross, Wampold, 2011). Чуткий отклик возникает, когда терапевт распознает, обращает внимание и эмпатически отвечает на переживания клиента и его потребности, явно и неявно выражаемые внутри психотерапевтической сессии (Stiles, Shapiro, 1994). Эмпатия является ключевым компонентом этой способности, потому что включает чувственное понимание Другого, которое является необходимым для направления от момента к моменту хода сессии для лучших терапевтических результатов (Hatcher, 2015). По замечанию Р.Эллиота и коллег (Elliott et al., 2011), чуткий отклик расширяет понятие эмпатии до более сложной, более высокого порядка концептуализации. Они пишут: «Терапевтам необходимо знать, когда – и когда нет – отвечать эмпатически. Когда клиент не хочет, чтобы терапевт был явно эмпатичным, истинно эмпатичный терапевт на основе его способности смотреть на ситуацию с разных сторон найдет оптимальную терапевтическую дистанцию,… проявляя уважение к границам своих клиентов» (с. 48).

Д. Фауч и коллеги считают, что способность к чуткому отклику может быть также усовершенствована через развитие двух взаимосвязанных мета-когнитивных навыков: распознавания паттернов и осознанной и беспристрастной внимательности (mindfulness) (Fauth et al., 2007). В рамках психотерапии навык распознавания паттернов сводится к выявлению и эффективному реагированию на наиболее важные события и опыт внутри данной терапевтической сессии (Dumont, 1991). Такие наиболее важные события определяются как переживание таких психических состояний терапевтом или клиентом (например, мыслей, поведения, чувств, образов и ощущений), которые в субъективном смысле отличаются от контекста всей остальной сессии (Anderson, 2016).

Другим важным мета-когнитивным навыком является осознанность[2]. Осознанность психотерапевта представляет собой устойчивое внимание по отношению к непосредственно переживаемому опыту в рамках терапевтической сессии, дополненное отношением принятия и сострадания ко всему, что возникает (Fauth et al., 2007). C.Бишоп с коллегами объясняет, что «в состоянии осознанности мысли и чувства наблюдаются как явления, происходящие в психике, без какой либо идентификации с ними и без реагирования на них в привычной автоматической манере» (Bishop et al., с. 235), тем самым позволяя себе отвечать на ситуацию более рефлексивным и беспристрастным образом.

Таким образом, эффективный терапевт будет формировать и развивать альянс при помощи рассмотренных навыков и через реализацию такого психотерапевтического лечения, которое находится в полном соответствии с потребностями пациента. С. Болдвин c коллегами предполагают, что терапевты отличаются друг от друга в их способности вселять надежду, давать ясные объяснения проблем пациентов и проводить соответствующее лечение (Baldwin et al., 2007). Рассмотрим, какими компетенциями для этого необходимо обладать терапевту.

Компетентность и компетенции
Компетентность психотерапевта можно определить как «степень, до которой терапевт обладает знаниями и навыками, необходимыми для проведения лечения в соответствии с профессиональными стандартами для достижения ожидаемых терапевтических результатов» (Fairburn, Cooper, 2011). Коротко говоря, компетентность определяет способность терапевта проводить психотерапевтическое лечение адекватным и эффективным способом.

Элементами компетентности являются компетенции, представляющие собой способность терапевта интегрировать знания, навыки и профессиональную позицию для решения на практике задач, необходимых для проведения лечения (Kaslow et al., 2004). Поэтому компетенции являются концепцией более высокого порядка, чем отдельные знания и навыки.

Анализ литературы позволяет определить компетенции, необходимые для проведения психотерапевтического лечения. На рисунке 2 представлены выявленные блоки компетенций: концептуальные основания, этические и юридические вопросы, понимание культурных и индивидуальных особенностей, планирование лечения, проведение лечения, менеджмент отношений и оценка хода терапии (составлено на основе Sperry, 2010; Spruill et al., 2004, Tracey et al., 2014).
Характеристики клиента также оказывают значительное влияние на достижение результатов терапии и терапевт должен адапатировать лечение под нужды и индивидуальные особенности каждого конкретного клиента. Среди таких важных характеристик можно выделить: сопротивление, личностные расстройства, функциональные нарушения, стиль привязанности, и др. Часто упоминаемым фактором, относящимся к клиенту, является его ожидания от терапии, который по отдельным данным, вносит до 15% вклада в итоговый результат (Lambert, 1992). Некоторые авторы отводят особо важную роль клиенту в достижении терапевтического успеха, называя его «основным героем» (Duncan, Miller, 2000). «Если мы посмотрим на факторы, вносящее вклад в успех лечения, то это не техники и процедуры лечения являются ключевыми, но мотивация, осознанность, ожидания и готовность клиента» (Beutler et al., 1998, с. 8).

Теоретические и технические переменные – это группа факторов, которая включает в себя теоретические основания терапии, специфические техники и характеристики лечения, которые задают определенную терапевтическую рамку. По определению, они не являются общими факторами для всех терапевтических подходов. В эту категорию входят, например, такие характеристики терапии как ее интенсивность (продолжительность, частота и пр.), уровень терапевтической директивности, фокус на инсайте или фокус на изменении поведения и снятии симптома и другие. Эти факторы также оказывают влияние на итоговые результаты терапии, однако являются наименее значимыми по сравнению с другими категориями.

Обсуждение и выводы
Концепция общих факторов акцентирует особую роль терапевтических отношений и характеристик терапевта в достижении результатов психотерапии. Если вспомнить, что психотерапия определяется как специфический вид человеческих отношений, то, ничего удивительного, что качества этих отношений играют большую роль в выздоровлении клиента. Важность личности терапевта также не оставляет сомнений, ибо «сущность терапии заложена в терапевте» (Wampold, 2001, с. 176), и при проведении терапии и применении техник конкретных подходов принципиальную роль играет кто проводит и кто эти техники применяет.

В работе последовательно проанализированы различные виды общих факторов, вносящие наибольший вклад в итоговый результат терапии. В результате была разработана концептуальная модель терапевтических изменений, в рамках которой выделены следующие категории факторов в соответствии с их спецификой по оказываемому влиянию: условия изменений, механизмы изменений, характеристики терапевта, характеристики клиента и теоретические и технические переменные.

Итоговые, систематизированные результаты по каждому из рассмотренных вопросов в соответствии с предложенной моделью представлены на рисунке 3, на котором выделено три уровня:
  1. характеристики участников (терапевта и клиента);
  2. пространство терапии (условия и механизмы изменений);
  3. жизненное пространство (аспекты жизни терапевта, которые положительно влияют на его способность проводить эффективную терапию, и те жизненные изменения клиента, которые должны происходить в результате терапии).

Из рисунка видно, как много требований предъявляет профессия к психотерапевту, и как много переменных влияет на итоговой результат, что, возможно, и делает эту профессию «невозможной».

Так, терапевту необходимо особое внимание уделять формированию условий изменений (созданию безопасного принимающего пространства, устойчивого и глубокого терапевтического альянса, предоставление клиенту обратной связи о причинах его затруднений и др.). Терапевту также важно понимать за счет каких процессов клиент достигает изменений в своей жизни (механизмы изменений) и быть способным эти процессы актуализировать (способствовать высвобождению эмоций клиента, переживанию им корректирующего эмоционального опыта, развитию у клиента ментализации и регуляции аффекта и пр.). Терапевт также должен знать, какие переменные влияют на ход и результат терапии, начиная от вклада его собственных качеств, навыков и умений и до различных характеристик клиента.

Терапевт должен быть зрелой личностью, обладающей рядом важных качеств (конгруэнтность, теплота, здравый смысл и многие другие), навыков (эмпатия, осознанность, критическое мышление и др.) и умений. Он должен быть способен проводить лечение на высоком уровне, начиная от его планирования и до его оценки. Наконец, личная жизнь терапевта также оказывает непосредственное влияние на возможность достижения клиентом изменений в его жизни. Поэтому, как показывает анализ настоящей работы, для того, чтобы терапевт был способен проводить успешную терапию, в своей жизни ему необходимо стремиться к самопознанию и профессиональному росту, иметь глубокие отношения с другими людьми и удовлетворяющую личную жизнь.

Между выделенными категориями существует очень много взаимосвязей. Личные качества терапевта определяют его способность осваивать определенные навыки, чем лучше развиты навыки – тем легче будет осваивать необходимые умения. Например, такое качество терапевта как конгруэнтность имеет большое значение для развития навыка эмпатии. Без эмпатии будет крайне сложно развить способность выражать клиенту позитивное отношение, принятие и поддержку. Эмпатия также играет важную роль при формировании терапевтического альянса и проведении лечения целом. С другой стороны, несомненное влияние на ход и результат терапии оказывают различные характеристики клиента, которые могут, как замедлять процесс лечения, так и ускорять его. Кроме того, личные особенности клиента требуют индивидуального подхода при планировании и реализации лечения, и создании условий изменений (например, необходимо учитывать стиль привязанности и другие характеристики клиента при формировании терапевтического альянса, который может развиваться совершенно по-разному с каждым из клиентов).

Подводя итоги можно отметить, насколько сложным и многоаспектным процессом является психотерапия и существует очень много факторов и условий для ее эффективной реализации, которые были кратко проанализированы в этой статье. Этот факт требует особого внимания к подготовке психотерапевтов и их дальнейшему профессиональному саморазвитию.
Оригинальный текст: https://psyjournal.ru/articles/usloviya-effektivnoy-psihoterapii
Наглядным описанием этой статьи является следующее видео:
В-третьих стоит отметить важные моменты с которыми сталкиваютя клиенты и на которые стоит обратить внимание при прохождении личной психотерапии:

1. Психотерапия – это долгий процесс взаимодействия с одним и тем же специалистом. Перед началом этого процесса неплохо бы выбрать для себя подходящего человека. Есть несколько вопросов, которые стоит задать специалисту. Например: «Какое у вас образование? Проходили ли вы сами индивидуальную терапию? А супервизию?»

2. Быстрых изменений не будет. Мгновенного просветления – тоже. Даже доверие возникает не сразу (и это нормально, нужно же присмотреться к человеку, проверить его на безопасность. Мало ли что на двери написано «психолог»).

3. Если вам повезет, то некоторые инсайты будут возникать прямо во время сессии. Но скорее всего, самые ценные мысли будут появляться в промежутках между встречами. И они, конечно же, никакого отношения к трудам терапевта не имеют (шутка).

4. Несколько встреч спустя, вам, возможно, захочется дружить с терапевтом (выйти за него замуж, быть им усыновленным). Терапевт кажется почти идеальным – внимательным, чутким, понимающим. Это называется «позитивный перенос». Обнаружив в себе большую симпатию, просто вспомните, что вы встречаетесь для особой деятельности. Она называется «психотерапия». Терапевту и положено быть к вам внимательным. Он вас слушает. Это работа. А дружба – это же движение в обе стороны. В дружбе терапевты – такие же люди. Могут ворчать, опаздывать, жаловаться, быть недовольными и малообщительными… Подумайте, оно вам надо? И обсудите это с терапевтом.

5. Еще через какое-то время ваш терапевт начнет вас раздражать. Вы будете опаздывать на встречи, поглядывать на других терапевтов, отменять сессии или болеть / убегать по неотложным делам перед самым их началом. Так может проявляться сопротивление изменениям. Отнеситесь к нему с уважением. Ваша психика долгие года отращивала защитные механизмы, чтобы вы дожили до своих лет в целости, и теперь не отдаст их так просто, без проверки новых способов поведения и чувствования. Обсудите эти переживания с терапевтом. Узнаете много интересного.

6. Иногда терапевт будет напоминать вам маму/папу/бабушку/учительницу и пр. Со всеми вытекающими отсюда переживаниями. Это называется «проекция». Расскажите терапевту о своих чувствах. Обязательно выслушайте ответ. После этого попробуйте отлепить фантазию от реального человека, сидящего перед вами.

7. В процессе терапии вы вспомните много ситуаций из детства. Возникнет много разных (в основном неприятных) чувств к маме/папе. Помните, что эти переживания не от вас прямо сейчас, а от того ребенка, которым вы были когда-то, к той молодой женщине, которой когда-то была ваша мама / тому молодому мужчине, которым когда-то был ваш папа. Поэтому поберегите вашу нынешнюю уже-в-возрасте-женщину/мужчину от своих претензий сейчас. Проясняйте чувства в кабинете терапевта.

8. Через какое-то время вам захочется закончить психотерапию. Если это не сопротивление изменениям, то вам будет несложно прийти на последнюю встречу, чтобы выразить благодарность и попрощаться с терапевтом. Помните, когда вы уходите, не попрощавшись, в мире грустит один живой человек – ваш терапевт.

9. Если вдруг ваш терапевт попросил у вас разрешения обратиться за супервизией по вашему поводу – не спешите думать про него плохо. Наоборот. Вам крупно повезло. Вы нашли настоящего профессионала, который заботится о качестве своей работы и признает, что не всесилен.

10. Если вы сменили нескольких психологов и только этот, новый, вам помог, значит остальные проделали хорошую большую невидимую работу по подготовке вас к изменениям.

11. Если ваш терапевт раз в год уходит в отпуск – это замечательно. А если два раза – то это просто супер! И предупреждает об этом заранее… А если к этому всему в комплекте он готов принимать вас в строго отведенное и заранее оговоренное время – то вам крупно повезло. Вам достался хороший специалист, у которого все хорошо в жизни и с границами. А значит, и у вас тоже так может быть.

12. Скорее всего, через какое-то время ваши близкие скажут вам, что «эта ваша терапия только хуже вам сделала». Это все потому, что человек, научившийся слышать себя, разбираться в своих чувствах и желаниях, взявший на себя ответственность за свою жизнь и состояние, будет хотеть того же от других. Вы станете неудобным, потому что научитесь заботиться о себе, не нагружать на себя больше, чем готовы вынести, спокойно говорить «нет», «я не готов продолжать с тобой беседу в таком ключе», «мне нужно взять паузу, чтобы прислушаться к себе». Ну, и еще пару-тройку фразочек подцепите.

13. Не ждите, что после прохождения курса терапии в вашей жизни перестанут случаться конфликты, неприятности и прочие боли. Будут. Просто относиться к ним вы будете более устойчиво.

14. И еще: говорят, что длительность терапии определяется глубиной интереса человека к самому себе.

Наталья Емшанова
ПСИХОТЕРАПИЯ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Я очень часто слышу от клиентов "Я никогда не был у психолога (у психотерапевта) и не знаю, что нужно делать". Мне очень стыдно, но когда-то я отвечала что-нибудь вроде "Да ничего особенного", "Ведите себя как обычно" или того хуже "Просто будьте собой...". Впрочем, очень надеюсь, последней фразы я все же не говорила ))

Сегодня мне кажется важным объяснить на каком-то из ранних этапов, что имеет смысл делать во время терапии, группы, семинара и даже лекции, а чего делать не стоит. Конечно, вы будете делать то, что сочтете нужным, но я считаю нужным предупредить и объяснить, как эффективней пользоваться мной для той работы, ради которой вы пришли. Потому что вы покупаете мое профессиональное время, а не только "свободные уши", как любят писать в интернетах.

✅ Продлевайте сеанс. Вместо 50 минут или даже часа наша с вами встреча может длиться дольше, если вы включите туда время, пока едете или идете ко мне или собираетесь включить скайп. И подумаете, о чем вы хотите сегодня поговорить.

✅Психотерапия не заканчивается. Ни через 50 минут, ни через 20 лет. Основная терапия происходит между сеансами, а иногда даже после того, как вы перестали со мной встречаться. Если вы, конечно, об этом знаете и помните. Потому что вы растите внутри собственного терапевта. Без него я не справлюсь. Обращайте внимание на то, что происходит с вами в реальной жизни.

✅ Дорогой дневник... Будет очень здорово, если вы будете записывать то, что происходит внутри и снаружи. То, что связано с областями вашей терапии. То, зачем вы обратились. Мысли, чувства, состояния или ситуации... Вы не представляете, насколько это повышает эффективность.

✅ Дело прежде всего. Если у вас есть ко мне вопросы технические вопросы - расписание, оплата и т.д. - лучше задавать их вначале встречи, чтобы не пришлось делать это в самом конце, когда эмоции бурлят и совсем не до этого. Для меня самой это оказалась новая мысль. Я это так четко не формулировала. Буду теперь за этим следить.

✅ Наши с вами отношения - это тоже отношения. Конечно, они другие, выстроенные в определенных рамках, у них особая цель, но это тоже отношения двоих людей определенного пола и возраста и в них, как в капле воды отражаются многие особенности ваших отношений с другими. Помните об этом и обращайте на это внимание. Почему вы сердитесь на меня? Важно ли вам, что я о вас думаю? И говорите ли вы об этом? Ведь это редкий случай в отношениях услышать "текст за кадром".

✅ Чего я хочу и что я сейчас чувствую? Эти два вопроса стоит задавать себе все время. А особенно, в период когда вы проходите психотерапию. И еще особеннее, когда вы ощущаете тупик или некоторый застой в терапии. Разумеется, я и сама часто буду задавать вам эти вопросы. Но вы же помните - задача "отрастить" в себе внутреннего терапевта.

✅ Спрашивайте. Вы очень часто затыкаете себе рот и ничего не спрашиваете. Оказывается, многие клиенты считают, что "вопросы здесь задаю я", а им спрашивать не положено. Это глубокое заблуждение. Спрашивайте все, что вам придет в голову. Не бойтесь. Если я не захочу отвечать на ваш вопрос, я так и скажу. И, скорее всего, даже объясню почему. И вы сможете еще углубить свои познания об отношениях, о себе и о процессе терапии. В очень важной сфере - в установке границ.

✅ Где вы находитесь? Помните, что сравнивать карту и территорию надо регулярно. Поэтому постоянно спрашивайте себя: Что произошло с начала терапии? Мне от терапии лучше или хуже? (иногда бывают ухудшения на фоне осознания каких-то фактов, чувств, процессов, но если это продолжается длительное время, куда-то мы не туда идем). Есть ли конкретные результаты? (я научился думать, чувствовать, понимать что-то иначе - тоже результат). А за этими ли результатами вы пришли? Очень часто бывает, что запрос изменился и это нормально, но, пожалуйста, проверяйте, осознавайте и спрашивайте. Себя и меня. Где мы?

✅ Пробуйте новое. Помните "чем больше делаешь одно и то же, тем больше получаешь то же самое"? Начинайте делать другое. Психотерапия - это не только про поговорить, это про делать. Причем, делать то, что вам непривычно. Если вы "умная Маша" - начинайте чувствовать. И делать.

✅ Вы часто просите кого-нибудь о помощи? А просто спрашиваете? Вы позволяете себе плакать в присутствии свидетелей? Если вы все время делаете - практикуйте паузы и замедление. "На подумать" и почувствовать. Для большинства, например, в новинку ощущать тело, да еще и связывать эти ощущения с мыслями и чувствами. Терапия грандиозный шанс пробовать и выяснять, как и что работает именно для вас.

✅ Учитесь удить рыбу. Большинство из вас хочет от меня "способов", "волшебных пенделей", "приемов", "больших таблеток для храбрости" и "просто советов". Психотерапевты дают советы, иногда и такое случается. Но, вообще, терапия не про это. Она про то, чтобы вы сами научились находить "способы", принимать решения, трусить, но делать, и, вообще, советоваться с собой умницей. "У меня есть Я и мы справимся", вот про что, на самом деле, хорошая терапия.

✅ Спрашивайте "Почему?" Не просто спрашивайте, а дайте своему трех или пятилетнему Почемучке оторваться на полную катушку. Психотерапия не "испортится" от ваших вопросов. Это не камлание, запретное алхимическое действо или таинственный ритуал жриц Кибелы. Хотя иногда она и то, и другое, и третье, и еще миллион всего. Вы можете спрашивать, "Почему мне так тревожно после наших сессий?" "Почему меня так бесят замечания друга?" "Почему последние две встречи я чувствую невыносимую скуку?" "С какой стати, меня вдруг волнует новая картина в вашем кабинете?"

✅ Требуйте перевода. Если я вдруг говорю непонятно, на научном или каком другом жаргоне, не стесняйтесь спросить, что это означает. Вообще, отличный повод обсудить, что вы чувствуете в ситуации, когда вы "не знаете", особенно, если привыкли знать. Причем, в ситуации, когда вы абсолютно не обязаны знать мою психологическую тарабарщину. И речь не только о жаргоне. Спрашивайте, если непонятно, что я имею в виду. Моим самым частым вопросом к вам будет "А что это означает для вас?" Потому что "заботливая мать" или "хороший вечер" могут означать для нас абсолютно противоположные вещи. Если вы не спрашиваете, мы теряем друг друга. То же самое происходит и в других ваших отношениях (((

✅ Дурацкие мысли. А также, "странные вопросы", "нелепые сны", "непонятные ощущения" - это то, что двигает ваш процесс вперед. Куда же еще идти с этим если не в нашу с вами "лабораторию". Вот оно! Тот самый источник, рычаг возможных изменений, за которыми вы пришли. "У меня возник какой-то неожиданный порыв" - расскажите мне об этом."Я вдруг вспомнил..." - поделитесь со мной воспоминаниями. Для нас чем страннее, тем лучше - это не то, что происходило всегда, значит, там может быть дверь туда, куда вы давно хотели попасть.

✅ Фантазируйте о своем терапевте. Совершенно неважно, кто я на самом деле. Гораздо важнее, кем и какой вы меня себе представляете. Что вы думает, что я о вас думаю, или чувствую по вашему поводу. Размышляя над этим и, пытаясь проверить свои фантазии, вы много узнаете о том, что происходит в ваших отношениях вне кабинета терапевта. Насколько ваши проекции совпадают с реальными людьми.

✅ Ныряйте глубже. Вы уже обсудили со мной "как прошла неделя" и "о погоде", а подходящей "светской" темы все не находится. И я, как назло, молчу, удерживаюсь от умных рассуждений или "копательных" вопросов. Самое время спросить себя самого "А о чем я не говорю?" и отправиться именно в эту сторону. И даже не надейтесь, что я буду выталкивать вас из люка самолета, пинать с вышки или плескать горящий бензин под ноги. Когда под ногами огонь, кто хочешь прыгнет. Так и будете худеть только когда диабет по шее даст?

✅ Все когда-нибудь заканчивается. Психотерапия - процесс. Иногда краткосрочный, иногда длительный. Но, как правило, конечный. Я не говорю сегодня о тяжелых случаях, когда требуется пожизненная поддерживающая терапия. Обычно человек приходит, проживает какой-то кусок жизни, учится жить с собой, справляться с разными ситуациями, часто "выращивает" внутри себя какую-то важную часть, которая не сформировалась по какой-то причине естественным путем и уходит. Иногда возвращается, по причине кризиса или еще какой-то. Но чаще - нет. Не бросайте терапию на полувздохе, помните о важности аккуратного окончания. Пусть она станет еще одним вашим жизненным экспериментом с хорошим концом.

✅ Сните сны. Обычно я прошу вас все сны, которые вы начнете видеть с момента первой встречи, записывать и присылать мне по электронной почте. И всегда предупреждаю, что не обо всех снах мы будем говорить, но это информация и для меня, и для вас. Переходная зона от бессознательного к сознанию. И там, на этой нейтральной полосе, вы можете многое о себе узнать, даже не обсуждая со мной. Просто, от того, что записанный сон превращается в нечто иное, и вы можете взглянуть на него как бы со стороны.

✅ Часы не ваша забота. У меня в кабинете часы висят за спиной у клиента, потому что следить за временем - не ваша задача. Вам есть о чем переживать во время сеанса. О времени имеет смысл думать терапевту.

✅ То, что было в Лас-Вегасе... Имеет смысл своими мыслями, чувствами и вопросами по поводу терапии делиться прежде всего со своим терапевтом. Вы будете смеяться, но для работы нужен герметичный сосуд. В юнгианской терапии часто терапевтическое пространство так и называют Vase Hermeticum. А если вы уже обсудили это со всеми друзьями и знакомыми кролика, то энергия, которая могла бы послужить для алхимической реакции изменений, утекает, как через решето. Так что, прежде чем решить, что ваши внутренние процессы отличный повод для светской беседы, подумайте, насколько серьезно вы относитесь к своей работе с психотерапевтом. И насколько вам важен результат.

✅ Позвольте себе измениться. Иногда я в шутку говорю, что самый частый запрос клиентов "Я хочу, чтобы все изменилось, но так, чтобы ничего не менялось". Неосознанный, конечно. Потому что очень непросто осознать, что "поправить с краешку" или "чуть-чуть доработать напильником" не удастся. Системе придется искать новое равновесие. Переедание может оказаться связанным с сексуальными проблемами, образом себя, конфликтами в отношениях, другими зависимостями... Просто перестать есть булочки не выйдет. Важно увидеть это и признать . Тогда есть шанс честно разобраться с собой "а оно мне надо?" И нет, это не про "бросил работу, сменил жену". Это не обязательно )))

✅ Наслаждайтесь. Если вы влезли в этот проект по путешествию в себя, получайте удовольствие. От того, что вы можете узнавать о себе что-то новое, знакомиться с самыми разными "Я", делать то, чего раньше не пробовали. Даже боль, а в процессе терапии может быть немало боли, это ваша боль. И часто ее появление может означать, что оживает еще один кусок души и заново становится частью вас.

Анна Зарембо
Рогова Наталья Сергеевна
Дипломированный (магистр психологии) и практикующий психолог
Личные консультации онлайн по всему миру 🤝​

Записаться на консультацию