Когда в процессе личной консультации мы с клиентом сталкиваемся с казалось бы неподъемной для него темой уверенности в себе, то я понимаю, что сейчас будет самое приятное осознание облегчающее его жизнь и всех его детей по седьмое колено.
Как правило уверенность наделяют самыми невероятными и всесильными качествами. Она и из дома горящего выведет, и бизнес построить поможет, и заявить о себе поспособствует, и вообщем всех спасет и приголубит. Будто бы семь бед - один ответ.
Кроме того уверенности и тому, как ее обрести, сформировать и усилить посвящены сотни книг.
Правда, несмотря на все советы и премудрости авторов прочитавший их человек все так и живет не уверенный в себе.
Но не зря я умею легко объяснять, то, что казалось бы сложным, предпочитаю все разложить по полочкам, а также докопаться до истины. Есть у меня такие таланты, которые кстати благодаря моей работе и личной терапии я улучшаю и оттачиваю.
Так вот, когда мы сетуем на отсутствие уверенности и пытаемся скинуть на нее, и воспитание всю нашу ответственность за бедность, несчастья и болезни, то я предлагаю ответить на такой вопрос:
⁃ Как мы понимаем, что в каком-то конкретном человеке мы можем быть уверены?
Прежде чем прочитать ответ, попробуйте ответить на него сами.
Напишите в комментариях ваши варианты, может быть еще дойдем до какой-нибудь истины.
Так вот, что бы нам быть уверенными в том, что определенный человек придет вовремя, при необходимости окажет помощь и поддержит - мы, в здоровом состоянии, опираемся на полученный нами ОПЫТ во взаимоотношениях с ним.
Кстати, я указала, что в здоровом состоянии, поскольку люди живущие не осознанно (без знаний) могут чувствовать уверенность в другом человеке на том основании, что у него глаза, как у мамы, а она никогда не опаздывала, рот, как у брата, а он всегда поддерживал и т.п.
Такой способ часто помогает сделать неверный выбор. Особенно им злоупотребляют при подборе кандидатов на вакансию, когда вместо квалификации и внимательного отношения к ответам на вопросы, выбирают «самого понравившегося» по субъективно-бессознательным ощущениям. В последствии естественно дорого расплачиваясь за подобный выбор, без привлечения психолога к такому ответственному делу. Но тут, как говорится спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Таким образом, если применить по аналогии знание о том, почему мы можем быть уверены в определенном человеке, то получится, что для того, что бы взрастить в самих себе уверенность нам необходим ОПЫТ поддержки самих себя.
Такой опыт, когда если мы оплошали, совершили ошибку, да и в целом мир повернулся против нас, то мы сами себя поддерживаем, оказываем помощь, проявляем любовь и заботу. В этом случае у нас есть ресурс:
- начинать новое или
- продолжать то, что нам нравится если не получилось.
Согласитесь если на нашей стороне хотя бы один человек в мире, то нам значительно легче даже быть в оппозиции. Поэтому, как минимум странно играть против самих себя, вместо того, что бы играть за себя, свои ценности, интересы и новый опыт приобретаемый благодаря ошибкам.
Такой формат отношений, когда вместо того, что быть на стороне ребенка его свои же топят, более чем распространен. Поэтому ничего удивительного, что у каждого человека есть сфера, где он абсолютно неуверен в себе. Для кого-то это отношения, когда родители могли высмеивать детские влюбленности; для другого реализация благодаря фразам «руки-крюки», «дай сама», «ничего у тебя не получиться» и пр.; для кого-то внешность (любые манипуляции с пластической хирургией и т.п. про не уверенность в своей красоте), отношения с друзьями, учителями, собственными чувствами и пр.
Вариант, когда родители захваливают или чрезмерно поддерживают (напоказ, из чувства вины, лишь бы не как меня воспитывали) тоже дает вариант неуверенности. В этом случае ребенок не формирует свою уверенность он продолжает ждать ее из вне.
Поэтому тот, кто хочет распорядиться данными ему талантами согласно закону (притча о пяти талантах* - задача человека не только сохранить данное ему (тело, таланты, жизнь), но и приумножить, улучшить), тот должен научиться новым отношениям с самим собой.
Важно начать быть на своей стороне.
Это возможно сделать самостоятельно, но скорее всего будет очень долго и трудно.
Ведь все травмы, которые сформировались во взаимоотношениях могут быть исцелены только через здоровые отношения.
Также, как и все ресурсы (уверенность, чувство безопасности, воля и пр.), которые должны были сформироваться через отношения и не сформировались могут быть сформированы только через здоровые отношения.
Такими отношениями выступают терапевтические между психологом и клиентом. Благодаря еженедельным личным консультациям внутренний, поддерживающий голос становится громче и яснее, а уверенности в самом себе гораздо больше.
Кстати, в отношении уверенности в каком-то деле, не стоит вестись на популярный нынче «синдром самозванца», в его основе всего лишь отсутствие:
- уверенности в себе в целом и
- уверенности в себе, как в специалисте той сфере, которую реализует человек.
По факту, такому человеку необходимо нарабатывать
1. ОПЫТ поддержки себя в целом и
2. ОПЫТ поддержки себя, как специалиста, а также
3. ОПЫТ в реализуемой сфере, когда вместо страха ошибиться - ошибаться и проделывать работу над ошибками присваивая себе бесценный ОПЫТ.
Дополнительно отмечу, что несмотря на огромное количество в интернете совершенно бессмысленных ответов на вопрос, что такое ответственность мне понравился вариант о том, что «уверенность происходит от латинского слова «fidere», которое означает «доверять». Следовательно, иметь уверенность в себе - значит иметь доверие к самому себе».
А теперь ответим на вопрос, как мы понимаем, что мы можем доверять другому человеку?
И естественно, в здоровом варианте, это происходит на основании ОПЫТА!
Само слово доверие (ДО-ВЕРЫ) - это про то, что мы предоставляем человеку некую предварительную веру (вотум доверия) в его хорошее отношение к нам. И вот в том случае если после нашей предварительной веры такой человек нас не подвел, то мы формируем ОПЫТ того, что этому человеку можно доверять.
Обратите внимание, в здоровом состоянии, мы не сразу начинаем верить первому попавшемуся человеку, а наши отношения должны сформировать этот ОПЫТ доверия. Если этого ОПЫТА становиться больше, то мы формируем в отношении него уверенность.
И доверие и уверенность в своем корне имеют корень со словом вера. Вот и получается, что вначале мы формируем веру (ДО-веры), а потом укрепляемся в ней (У-веры).
*Притча о талантах
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое.
15 И одному дал он пять талантов, другому — два, иному — один: каждому по его силе. И тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: „Господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них“.
21 Господин его сказал ему: „Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего“.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: „Господин! Два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них“.
23 Господин его сказал ему: „Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего“.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: „Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое“.
26 Господин же его сказал ему в ответ: „Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 поэтому надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью.
28 Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов“». Сказав это, возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Евангелие от Матфея 25 глава