дипломированный и практикующий психолог по урегулированию конфликтов
ОТЦЫ, МАТЕРИ И ДЕТИ
Детско-родительские отношения в консультировании проявляются в двух противоположных запросах.

Но прежде, чем их рассмотреть, отмечу, что несмотря на наличие у меня образования по детской психологии я не работаю с детьми младше 13-14 лет. За исключением случаев, когда ребенок пережил тяжелое травматическое событие и родитель точно не сможет ему помочь.

Данная позиция обусловлена следующими основаниями:
- во-первых я считаю, что поскольку ребенок является полностью зависимым от семейной среды в которой находится, то его положение прекрасно описывает метафора согласно которой ребенок - это рыбка в пруду, где пруд - это, как раз семейная среда, обстановка, привычки, отношения в которых он находится ежедневно. Любое состояние и поведение ребёнка являются прямой реакцией на ту атмосферу в которую он помещён.
Соответственно сколько бы рыбку не очищали и не мыли в процессе личных консультаций, после них она вновь возвращается в свой пруд. В связи с чем, при работе психолога только с ребёнком, можно добиться временных и неустойчивых результатов, за исключением переработки травм;
- во - вторых, если ребенок приходит на консультацию и там с ним разговаривают, его слышат, его утешают, то он воспринимает психолога, как того, кто точно хорошо к нему относится. Возвращаясь домой он встречает тех, кто на самом деле должен быть ему близок, но из-за бытовой безграмотности они не умеют с ним коммуницировать, по-здоровому и у него возникают дополнительные претензии и трудности в общении с ними.
Более того, родитель наблюдая положительные изменения ребенка к которым он напрямую не причастен может столкнуться с ощущением беспомощности и состоянием "я плохой родитель".
Во избежание этого намного эффективнее если родитель сам работает над своей грамотностью в части воспитания детей, а также своим психо-эмоциональным состоянием. Не зря сказано: "Залог здоровья ребенка - это своевременная психотерапия родителей за пару лет до его зачатия" ведь такой подход обеспечивает грамотность самого родителя в отношении воспитания и взаимодействия с детьми. А также, у родителя высвобождаются ресурсы на это воспитание, поскольку есть возможность переработать личные травмы, обиды, злость, недолюбленность и не транслировать это на своего ребенка, который вообще не имеет к этому никакого отношения. По итогу, качественной работы над собой родитель приобретает знания и навыки позволяющие быть ему домашним психологом.

Так вот, противоположные запросы выглядят таким образом, что во-первых на консультацию обращаются родители у которых есть проблемы в отношениях со своими детьми:
- поведение ребенка, которое противоречит нормам, правилам социума и морали;
- "плохое" поведения ребенка с точки зрения родителя;
- поведение ребенка, которое "ограничивает свободу" родителя;
- состояние ребенка, которое вызывает у родителя страх, боль и тревожность (неуверенность, критичность к себе, причинение себе вреда, страхи, низкая самооценка, аппатия, нежелание учится, зависимости, низкая социализация, проблемы в школе и т.д.);
- заболевания ребенка (аллергия, ушибы, ОРВИ и пр.);
- т.п.
Сразу приведу примеры результатов с запросами родителей в отношениях с детьми:
Во-вторых на консультацию приходят дети. Под детьми имеются в виду подростки или взрослые люди у которых есть взрослые родители. Такие дети, как правило обращаться со своими личными проблемами и конфликтами, но в процессе консультаций на поверхность могут выйти претензии, обиды, боль в отношениях с родителями. Кроме того, в большинстве случаях присутствует незавершенная сепарация, когда есть психологическая или экономическая зависимость от родителей, даже если общения с ними вообще нет и живут далеко друг от друга.

Подростки отзывов не пишут, также, как и взрослые в отношении своих взрослых родителей, так как, как правило такие запросы лишь часть той проблемы с которой обратился клиент. При этом, бывают ситуации, когда отношения с родителями особенно ценны для человека, а также в его ситуации нет целого вороха критичных проблем:
Отмечу, какое поведение родителей с особенно высокой вероятностью простимулирует у ребенка различные психо-эмоциональные нарушения и травмы:
- "я для своего ребенка лучший друг/подружка"
- "буду любить его, как меня не любили"
- "я своему ребенку все-все про себя рассказываю"
- любое насилие и насмешки
- "она/он у меня с 7-лет самостоятельная/ый"
- "пусть сама/сам свои проблемы решает"
- "ты мое счастье, ты для меня все"
- страх смерти ребенка
- "мы с ней/ним против всего мира/мужчин/женщин/людей и пр."
- истории где отец выступает в роли "козла отпущения"
- "ты мне должна/должен"
- личные проблемы родителя: алкоголизм и прочии зависимости, низкий уровень притязаний, низкий душевно-духовный уровень развития , низкие моральные качества, низкий эмоциональный интеллект, травмированный внутренний ребенок, личные претензии и обиды к своим родителям.

Надеюсь понятно, что вырастить здорового, полноценного и взрослого человека может только такой же здоровый, полноценный и взрослый человек.
Как раз с запросом в отношении своего маленького ребенка 5-ти лет обратилась Екатерина. На поверхности было неуправляемое поведение ребенка направленное на Екатерину. Ребенок "впадал" в истеричное состояние в процессе которого причинял физическую боль Екатерине, мог укусить, ущипнуть, бросить предмет, ударить. В такие моменты Екатерина могла действовать разным образом в зависимости от личного состояния: могла шлёпнуть, наорать, начать игнорировать такое поведение и закрыться в комнате.

До обращения ко мне с момента начала такого поведения прошло более двух лет. За этот период Екатерина читала книги по воспитанию и смотрела видеоролики психологов. Переломным моментом было осознание Екатерины, что если она не может справится с ребенком сейчас, в этом возрасте, то, что будет в переходный период. Как бы проверяя свою версию Екатерина посмотрела форумы и статистику убийств подростками своих родителей.

В процессе личной консультации было выявлено, что у Екатерины несмотря на любовь к ребенку есть на него злость и претензии связанные с тем, что на него уходит много времени, после его рождения ее жизнь стала совершенно другой и подчинена его интересам и жизни. Екатерина живет с ощущением "я плохая мать" и все ее воспитание направлено на избегание чувства вины перед ребенком и стыда за себя и ребенка. Кроме того, ее внутренний ребенок чувствовал себя брошенным и конкурирующим с реальным ребенком (транзактный анализ). Дополнительно вся ситация обременялась постоянными коммандировками мужа и конфликтами между ними, в том числе поскольку Екатерина считала, что ее муж плохой отец для ребенка и мало уделяет ему внимания.

Поскольку Екатерина проявила интерес в решении не только данного запроса, но и полноценной здоровой жизни в целом, то работа была выстроена по трем направлениям:
  • отношения Екатерины с самой собой, ее внутренним ребенком и отношениями с реальными родителями,
  • отношения Екатерины с мужем, как непосредственно с мужем, так и, как отцом их совместного ребенка,
  • а также отношения Екатерины непосредственно со своим ребенком, включая текущий образ ребенка и желаемый (нереалистичный и реалистичный), варианты методов воспитания и стратегия поведения способствующая здоровой коммуникации Екатерины и ребенка в проблемных ситуации.

Консультации включали техники и упражнения из транзактного анализа в авторской модификации, психосинтеза, телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, гештальт-терапии, несколько расстановочных сессиий, коучинга и пр.

По итогу одной из консультаций Екатерина написала отзыв:
В дальнейшем запрос с ребенком был расширен его страхами, которые были на первый взгляд не связаны с Екатериной, при этом в процессе консультации были выявлены несколько факторов в поведении Екатерины, которые были напрвлены не только на то, что ребенок мог испытать страх, но и ужас. Тогда Екатерине была предложена авторская техника, которую она могла провести с ребенком самостоятельно. Для отреагирования страхов, приобретения навыков с ними справляться, а также преодаления черно-белого мышления. В процессе выполнения Екатерина прислала рисунок ребенка:
По итогу работы с этим запросом Екатерина прислала отзыв:
Стоит отметить, что дополнительным преимуществом являлись осознания Екатерины, которые влиляли не только на ее отношения с ребенком, но и со своими родителями и мужем.
Если у вас есть интерес в здоровых отношениях с детьми и родителями, то напишите "ХОЧУ ГАРМОНИИ" и я пришлю вам чек - лист "9 семейных кризисов" и "10 функций семьи".
N.b.: отзывы опубликованы с разрешения клиентов. Имя в истории изменено.

Всем любви и денег!
Наталья Рогова, магистр психологии, специалист по профилактике и урегулированию конфликтов

Консультации онлайн и групповые встречи (расстановки, Т-игры) 🤝
📲+7 916 670 08 08
https://rogovanatalya.ru/

Журнал «Конфликта.net» о психологии и не только⬇
https://t.me/psyholog_place

Записаться на консультацию