Детско-родительские отношения в консультировании проявляются в двух противоположных запросах.
Но прежде, чем их рассмотреть, отмечу, что несмотря на наличие у меня образования по детской психологии я не работаю с детьми младше 13-14 лет. За исключением случаев, когда ребенок пережил тяжелое травматическое событие и родитель точно не сможет ему помочь.
Данная позиция обусловлена следующими основаниями:
- во-первых я считаю, что поскольку ребенок является полностью зависимым от семейной среды в которой находится, то его положение прекрасно описывает метафора согласно которой ребенок - это рыбка в пруду, где пруд - это, как раз семейная среда, обстановка, привычки, отношения в которых он находится ежедневно. Любое состояние и поведение ребёнка являются прямой реакцией на ту атмосферу в которую он помещён.
Соответственно сколько бы рыбку не очищали и не мыли в процессе личных консультаций, после них она вновь возвращается в свой пруд. В связи с чем, при работе психолога только с ребёнком, можно добиться временных и неустойчивых результатов, за исключением переработки травм;
- во - вторых, если ребенок приходит на консультацию и там с ним разговаривают, его слышат, его утешают, то он воспринимает психолога, как того, кто точно хорошо к нему относится. Возвращаясь домой он встречает тех, кто на самом деле должен быть ему близок, но из-за бытовой безграмотности они не умеют с ним коммуницировать, по-здоровому и у него возникают дополнительные претензии и трудности в общении с ними.
Более того, родитель наблюдая положительные изменения ребенка к которым он напрямую не причастен может столкнуться с ощущением беспомощности и состоянием "я плохой родитель".
Во избежание этого намного эффективнее если родитель сам работает над своей грамотностью в части воспитания детей, а также своим психо-эмоциональным состоянием. Не зря сказано: "Залог здоровья ребенка - это своевременная психотерапия родителей за пару лет до его зачатия" ведь такой подход обеспечивает грамотность самого родителя в отношении воспитания и взаимодействия с детьми. А также, у родителя высвобождаются ресурсы на это воспитание, поскольку есть возможность переработать личные травмы, обиды, злость, недолюбленность и не транслировать это на своего ребенка, который вообще не имеет к этому никакого отношения. По итогу, качественной работы над собой родитель приобретает знания и навыки позволяющие быть ему домашним психологом.
Так вот, противоположные запросы выглядят таким образом, что во-первых на консультацию обращаются родители у которых есть проблемы в отношениях со своими детьми:
- поведение ребенка, которое противоречит нормам, правилам социума и морали;
- "плохое" поведения ребенка с точки зрения родителя;
- поведение ребенка, которое "ограничивает свободу" родителя;
- состояние ребенка, которое вызывает у родителя страх, боль и тревожность (неуверенность, критичность к себе, причинение себе вреда, страхи, низкая самооценка, аппатия, нежелание учится, зависимости, низкая социализация, проблемы в школе и т.д.);
- заболевания ребенка (аллергия, ушибы, ОРВИ и пр.);
- т.п.
Сразу приведу примеры результатов с запросами родителей в отношениях с детьми: