магистр психологии, специалист
по урегулированию конфликтов, преподаватель 
КЛЮЧЕВАЯ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
ненавижу день рождения, отвержение, право быть, право на рождение, страхи, отмечать день рождение, психолог, психология, ребенок не хочет день рождения, ненависть к жизни
Неоспоримо, что цель является основной составляющей любого действия. Когда цель ясно определена, мы гораздо быстрее достигаем желаемого результата и приходим в нужное место.

Это наглядно видно при работе с такими запросами, как лишний вес, деньги и конфликты. Когда мы начинаем каждый раз отдавать себе отчет в том зачем нам сейчас есть: утолить голод, стать более красивой и стройной или насладится едой, то мы гораздо быстрее и без особых усилий получаем явные результаты.

Поэтому, если воспитание ребенка происходит без четкой цели, можно поставить под сомнение его дальнейшее качество жизни.

Да, большинство людей не воспитывает детей, а наказывает эти цветы жизни существованием с самими собой. Поскольку сами родители, как правило не являются психически взрослыми, не знают базовых вещей о природе человека, имеют низкий эмоциональный интеллект, используют насилие и обслуживают живущие в них неврозы, травмы, обиды и заблуждения.

Поэтому давайте начнем с анализа того, какие популярные цели воспитания могут привести вашего реального, будущего или внутреннего ребенка в совершенно неправильный пункт назначения:

Ключевая цель воспитания Формирование личности в духе коллективизма. Я уверена, что здесь все понятно – цель воспитания, направленная на служение интересам других людей, может привести к тому, что ваш ребенок окажется первым на фронте и не обретет собственной индивидуальности.
Воспитание личности. Личность невозможно "воспитать", она формируется в процессе воспитания, прежде всего наблюдая за другими личностями. Невозможно вырастить подлинного льва, если его воспитывали мыши. Так, что если хотите сформировать личность, то в первую очередь необходимо взрастить ее в себе.
Формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе. Аналогично первой цели воспитания. Такой человек будет ориентирован в первую очередь на удовлетворение чужих потребностей. А это, как правило происходит за свой счет. В эту категорию попадают хорошие мальчики и девочки, идеальные и удобные дети обслуживающие неврозы других.
Чтобы была счастлива и хотела жить эту жизнь по максимуму. Частично звучит близко к базовой цели, но слишком перегружена. Здесь и компот и пармезан, и икра, и борщ. Во-первых, сам ребенок должен определить, что ему хотеть или не хотеть, может ему ближе жить на минимуме зато в безопасности и комфорте - вот оно счастье. Во-вторых, эти понятия (счастье, максимум) очень субъективны, поэтому высокий риск с учетом всех травм родителей и встроенных в каждого психологических защит (проекции, перенос и пр.) навязать ребенку свои собственные представления об этом, исключив его реальные потребности.
Быть хорошей матерью. Это конечно чистой воды насилие, так как ребенок в этом случае не равноценный участник отношений, а объект на который направлена неудовлетворенная потребность. Это, как завести кота, что бы показать и доказать всем какая я хорошая хозяйка. Бедный котик. Даже надежды у него нет на возможность благополучной жизни.
Продлить детство ребенка. Думаю всем понятно, что это очень печальная история 45 - летних мужчин и женщин живущих со своими родителями. Такая цель не только не должна быть целью воспитания, но и может полностью и бесповоротно разрушить жизнь человека.
Развить таланты и потенциал ребенка. Это чистой воды претензия на всемогущество! А если у ребенка нет талантов или он не хочет их развивать? Все в утиль?

Можно создать среду и в первую очередь на своем примере, когда у ребенка будет желание и потребность, наблюдая, как его родители наслаждаясь своей профессией или хобби развивают свои таланты и способности. В остальных случаях это насилие. Поскольку такая цель, как правило сопровождается манипуляциями, угрозами и шантажом.
Быть лучшим родителем чем мои. Это про тяжелую, непереработанную травму сопровождающуюся обидами, претензиями внутреннего, маленького ребенка к родителям. Очень опасный путь, как правило приводящий детей к алкоголизму, наркомании и пр. Так как, действует принцип «лишь бы не».

Если на меня орали, то я никогда, а поскольку это невозможно, то я ору, потом чувствую вину, манипулирую и пр. Если мне ничего не покупали, то я даже слова «нет» боюсь сказать, а это про отсутствие границ, нестабильность и истории насилия, как способ почувствовать эти границы. Еще Фредерик Перлз (основатель Гештальт-терапии) выделил сценарий-контрсценарий-антисценарий и это наглядно демонстрирует, что позиция «лучше чем было у меня» это жизнь в контрсценарии.

Если есть еще версии целей воспитания - присылайте, попробуем вместе исследовать их на эффективность и варианты того, что может стоять за ними

Теперь перейдем к самому интересному, какая же ключевая (естественная) цель воспитания?

Я даже дала подсказку, когда одновременно с базовой отметила, что цель естественная, то есть как мы понимаем - транслируемая самой природой. Например, животными. Если мы посмотрим, то у всех животных есть эта базовая ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ - научить своего детеныша обходится без родителя!
Согласитесь это же элементарно.

Вот, что пишут специалисты и не только про цель воспитания:

⁃ Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас.
Э. Легуве

⁃ Самое лучшее наследство, которое можно оставить ребёнку, — это способность прокладывать себе путь на собственных ногах.
Айседора Дункан

⁃ Задача воспитания как раз в том и заключается, чтобы наилучшим образом подготовить человека к жизни.
Ж.Ж.Руссо

⁃ Воспитывать – значит приготовлять к жизни.
Д.И. Писарев

⁃ Когда у Агесилая спросили, чему, по его мнению, следует обучать детей, он ответил: «Тому, что им предстоит делать, когда они станут взрослыми».
Мишель де Монтень

⁃ Воспитание – это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.
К.А. Гельвеций


Обратите внимание, что цель воспитание подразумевающая обучение ребенка обходится без родителя не означает, что его нужно в три года заставлять смотреть за младшими, а в 7 лет отправить добывать себе пропитание. Это будет не воспитание, а безумие, обслуживание глупости и травмирование ребенка. И в лучшем случае будет результат, как у Зои Яровицыной, когда формально она может обойтись без родителей, но морально для этого нет сил.

Ребенок должен уметь заботиться о себе; уметь вылечить себя; поддержать себя; быть для себя опорой, любить себя; решать свои проблемы; создавать свои смыслы; делать эффективные выборы; учится на своих ошибках и не боятся их; нести ответственность; ограничивать себя при необходимости; уметь пережить горе; управлять своими эмоциями и чувствами; обеспечить себе желаемую жизнь; быть гибким в условиях изменяющихся обстоятельств, уметь выбирать качественное окружение; уметь выстраивать здоровые коммуникации с близкими и чужими; оказывать поддержку и т.п.

И для обретения этих навыков не помогут знания китайского, акробатические трюки, вечно недовольные родители или наоборот постоянно зацикленные на ребенке. Не создавайте из ребенка идола - поскольку однажды он потребует жертв.

Если эта тема для вас актуальна и вы задумались над тем позволяет ли ваш объем знаний и квалификации быть тем родителем, который точно воспитывает своего ребенка, что бы он смог обойтись без вас, то приглашаю на первичную диагностическую консультацию, которая позволит вам лучше понять себя, свои стратегии, выявить искажения и увидеть ресурсы

Не откладывайте консультацию до того времени, когда вы не будете нужны своему ребенку, но не по причине того, что воспитали его, а по причине того, что он осознает вашу полную бесполезность, а в худшем случае вред вашего пребывания в его жизни.

Личные консультации это самый эффективный и качественный способ жить свою очень хорошо.
Рогова Наталья Сергеевна
Рогова Наталья, дипломированный (магистр психологии) и практикующий психолог.
Консультации онлайн и групповые встречи (терапевтическо-коучинговые, расстановки, Т-игры) 
📲+7 916 670 08 08

ненавижу день рождения, отвержение, право быть, право на рождение, страхи, отмечать день рождение, психолог, психология, ребенок не хочет день рождения, ненависть к жизни

Записаться на консультацию